Видная американская. писательница и критик, ведущий автор
научной фантастики США 1960-80-х гг.
(писала также поэзию, реалистическую прозу и произв. для детей).
Родилась в Беркли (шт. Калифорния), дочь известного ученого-антрополога
Альфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер; окончила колледж
Рэдклифф в Кембридже (шт. Массачусетс) и Колумбийский университет в Нью-Йорке
с дипломом филолога, преподавала французскую литературу и язык в Университете Мерсер
(в Мэконе, шт. Джорджия) и Университете шт. Айдахо в Москве (шт. Айдахо);
вела творческие курсы по НФ в ун-тах США, Австралии, Англии. Первая
публикация - "Апрель в Париже" (1962; рус. 1979; 1980). Лауреат
ряда высших премий в области дет. литературы; почетный доктор литературы многих
университетов США. Живет в Портленде (шт. Орегон). Звезда Ле Гуин, одна из самых ярких и самобытных на небосклоне американской
"мягкой" (гуманитарной) НФ,
взошла в середине 1960-х гг., сразу после публикации первых произв.
писательницы. Ее ранние работы были тесно связаны с "Хайнским" циклом
(Хайн - гипотетическая сверхцивилизация, "прародительница" разумной
жизни в Галактике), образуя органическую и богатую оригинальными
деталями и находками историю будущего . В отличие от
П.Андерсона, Л.Нивена,
Р.Хайнлайна и др. представителей право-технократического
крыла американской НФ Ле Гуин строит свою Галактическую федерацию
- Лигу Миров, или Экумену (Ойкумену), на принципах гуманизма (что
облегчено генетическим родством разумных рас в Галактике) и на особой,
тщательно разработанной этике контакта, исключающей
насильственное вмешательство (Лига не правит, а только координирует
развитие всех цивилизаций, представляя собой своеобразную "галактическую школу") и серьезно ограничивающей "прогрессорскую" деятельность,
сводя ее первоначально к индивидуальному контакту личностей,
психологий, философий, культур. Экумена,
чья история, описанная в 5 романах, 2 повестях и нескольких рассказах, простирается
на 2500 лет, начиная с 23-24 вв., является беспрецедентной в американской
НФ попыткой построить будущий "вселенский порядок" на принципах
скорее гуманитарных, нежели торговых, технологических или политических. Произведения
Хайнского цикла поражают богатством представленных в них культур
(что неудивительно для автора, выросшего в семье антропологов и
этнографов); также беспрецедентна в подобной литературе психол. глубина
характеров - землян и инопланетян . Один
из ранних рассказов Ле Гуин, "Ожерелье Семли" (1964 - "Даури из Ангьяра";
рус. 1980 - "Ожерелье"), стал главой-прологом к первому (по
времени выхода) роману Хайнского цикла - "Мир Роканнона"
[Rocannon's World] (1966; испр. 1977;
рус. 1988; 1991; др. - "Планета Роканнона"); герой - ученый-этнограф,
посвятивший себя изучению примитивных культур далекой планеты и
отдавший жизнь, спасая планету, "в обмен" на дар телепатии,
которым обладали аборигены. Следующей в порядке внутренней хронологии
идет повесть "Шире империй и медленнее" (1971; "Хьюго"-73;
рус. 1993 - "Быстрее и медленнее империй"), в которой контакт
с разумной растительной жизнью устанавливается благодаря иному особому
дару - эмпатии . Действие романа "Планета изгнания"
[Planet of Exile] (1966; рус. 1980)
развертывается спустя тысячелетие на планете, где земная колония
вынуждена, в союзе с мирными аборигенами, вести борьбу за существование,
сталкиваясь с агрессивными ордами др. местной расы. Один из колонистов
(или их потомков) становится героем третьего романа - "Город иллюзий" [City of Illusion] (1967;
рус.1992): прибыв на Землю, оккупированную инопланетянами
("телепато-лжецами", принявшими облик землян), он с помощью природного
умения распознавать "мысле-ложь" становится провозвестником скорого
освобождения от захватчиков . Во всех трех книгах намечены осн.
принципы оригинальной философии Ле Гуин - уникальное сочетание
вост. даосизма, диалектики, структурной лингвистики,
юнговских архетипов и западного либерализма, - органично вплетенной в
литературный контекст и, подобно
фрагментам голограммы, отражающейся в каждом
отдельном элементе повествования. Завершением своеобразной тетралогии - и, по мнению мн. критиков,
венцом творчества Ле Гуин в целом - стал один из лучших романов американской НФ последних
десятилетий - "Левая рука Тьмы" [The Left
Hand of Darkness] (1969; "Хьюго"-70;
"Небьюла"-69; рус.1991). Герой Генли Аи - Посланник
Экумены на заснеженной планете Гетен, или Зиме, служащей метафорой
застывшего в историческом круговороте мира, не знающего слово "прогресс".
Причина подобного "застоя" - из-за особых условий эволюции
на планете сформировались андрогины (сексуально нейтральных большую
часть жизни, но в особые периоды становящихся по прихоти случая
"мужскими" или "женскими" особями); в цивилизации андрогинов, изначально
лишенных внутренних половых поляризаций, отсутствуют механистические
противопоставления: "света тьме", "прошлого будущему", "добра злу"
и т.п., что приводит к своеобразной истории, культуре, лингвистике,
религии и мифологии обитателей планеты. Генли Аи пытается
нащупать ниточку взаимопонимания (по неписаным этическим правилам
Лиги - сначала обязательно индивидуального) и находит - преодолевая
предрассудки, предубежденность, непонимание и культурные барьеры
(все это олицетворено в художественном образе ледника, преодолеваемом героями
в их мифологическом путешествии-кольце), - друга, соратника и возлюбленного
(или возлюбленную, что на планете Гетен все равно), местного сановника
Эстравена, первым на планете понявшего гибельность самоизоляции
от Экумены и ценой собственной жизни помогающего Посланнику в выполнении
его миссии. Обычные для произв. Ле Гуин богатство и фантазия в изображении
инопланетных культур в данном случае сведены к более "узнаваемым"
(по земной истории) феодальному загнивающему государству Кархайд, управляемому
безумным монархом, и бурно развивающемуся тоталитарно-корпоративному
Оргорейну, составляющим, как всегда у Ле Гуин, очередную пару оппозиций,
взаимно продолжающих друг друга . К роману сюжетно примыкает поэтичный
рассказ "Король с планеты Зима" (1969; рус.1992; 1992). Четыре романа вместе с повестью "Слово для "леса" и "мира" - одно"
(1972; рус. 1980), также вписанной в рамки Хайнского
цикла (однако читающейся и как намек на вьетнамскую войну),
опубликованный под одной обложкой в книге "Пять полных романов"
[Five Complete Novels] (1985). Следующим
крупным произведением цикла и новой вершиной творчества писательницы стал сложный
и многоплановый роман "Обездоленные" [The
Dispossessed] (1974; "Хьюго"-75; "Небьюла"-74;
рус. 1994), имеющий подзаголовок "двуликая утопия"
и ставший классикой современной утопической литературы. (В рамках внутренней
хронологии цикла он занимает место романа-пролога.) Действие происходит
на двух планетах-антагонистах - "капиталистическом" Уррасе и его
спутнике Анарресе, некогда заселенном коммуной анархистов с Урраса, сохраняющих взаимный нейтралитет (выраженный взаимной же полной изоляцией) по отношению друг к другу. Герой - гениальный анаресский
физик Шевек, изобретатель "ансибла" (средства мгновенной "надпространственной"
связи, обеспечившего материальные предпосылки к созданию Лиги Миров)
- совершает первое за долгий историч. период путешествие на Уррас,
и в сопоставлении двух миров и двух оппозиционных (и, как всегда
у Ле Гуин, взаимно дополняющих друг друга) политической систем понимает достоинства
и недостатки каждой. Тонко организованная художественной структура романа,
почти растворившая в себе неизбежный в подобных произведениях социально-политичческий
"манифест", а также самобытная философия Ле Гуин (сочетающая
"западный" и "восточный" элементы) позволили создать своего рода эталонную
- в смысле "открытости" - утопию-антиутопию, лишенную
обычных в таких случаях дидактики и назидательности; вместе с тем
очевидная аргументация в пользу (хотя бы и частичную) "коммуны"
не имеет аналогов в западной НФ последних десятилетий. Примыкающий к роману психологический рассказ-пролог "За день до революции"
(1974; "Небьюла"-74) посвящен основательнице анаресской
коммуны; моральные проблемы сочетания цели и средств в достижении
общественного идеала подняты в не принадлежащем Хайнскому циклу,
близкому к чистой публицистике рассказе "Те, кто уходит из Омеласа"
(1973; "Хьюго"-74; рус. 1988; 1990; др.
- "Те, кто покидают Омелас") ; художественный символ погружающегося, подобно
Атлантиде, на дно океана современного мира, подорванного
собственными пороками, и поднимающегося навстречу из глубин мира
нов. и неведомого определяет апокалиптическое настроение повести
"Новая Атлантида" (1975; рус. 1990) . Среди др. повестей
и рассказов Ле Гуин, включенных в сборник - "Двенадцать румбов"
[The Wind's Twelve Quarters] (1975), "Лучшее Урсулы Ле Гуин" [The Best of Ursula Le Guin]
(1979), "Роза компаса" [A Compass
Rose] (1982;"Локус" -83), "Бизоньи девчонки и другие представители животного мира" [Bufallo
Gals and Other Animal Presences] (1971-87; 1987),
- выделяются: "Мастера" (1963; рус. 1979; 1980), "Девять жизней" (1969; рус.1971; 1971) , "Выше звезд" (1973;
рус. 1990; др. - "Звёзды под ногами"), "Сур: краткий отчет об антарктической экспедиции "Ельчо" в 1909-1910 годах" (1982; "Локус"-83;
рус. 1990), "Бизоньи девчонки, выходите вечерком" (1987;
"Хьюго"-88; Всемирная премия фэнтези-88) - история
героини, встретившейся с духами-животными из индейских мифологии
и фольклора ; "Автор рукописи на семенах акации и другие статьи из журнала Ассоциации теролингвистики" (1974; рус. 1988;
др. - "Автор "Записок на семенах акации"). На русский язык также переведены рассказы: "Вещи" (19..; рус.1991), "Два дома профессора" (1982; рус. 1989), "Крошка Энн" (1990; рус.1990), "Направление дороги" (1974; рус. 1982; 1983), "Одержавший победу" (19..; рус.1992), "Путешествие вглубь сознания" (19..; рус.1991), "Укравший имя" (19..; рус.1991), "Шкатулка, в которой была тьма" (19..; рус. 1992).
Переводы произв. Ле Гуин составили сборник: - "Планета изгнания" (рус.1980), "Левая рука Тьмы" (рус.1992; др.состав - 1992), "Ожерелье планет Эйкумены" (рус.1992), "Планета изгнания. Слово для "леса" и "мира" одно. Рассказы" (рус.1992), "Хейнский цикл" (рус.1992). "
Не меньшего успеха добилась Ле Гуин в жанре фэнтези, занимающей
в творчестве писательницы едва ли не самое значимое место (хотя книг-фэнтези
она написала меньше, чем НФ). В первую очередь успех связан с ныне
классической серией романов о Земноморье: "Волшебник Земноморья"
[A Wizard of Earthsea] (1968; рус. 1990
- "Маг Земноморья"; др. - "Волшебник Земноморья",
"Колдун архипелага"), "Могилы Атуана" [The
Tombs of Atuan] (1971; рус.1992 - "Гробницы Атуана"; др. - "Могилы Атуана"), "Дальний берег"
[The Farthest Shore] (1972; рус.1992
- "К дальнему брегу"; др. - "На последнем берегу", "Самый дальний берег"); изд. под одной обложкой в сб. "Земноморье"
[Earthsea] (1977;; рус.1992 - сб.
"Волшебник Земноморья"; др.состав - 1992);
в последние годы написан завершающий роман серии - "Техану: последняя книга о Земноморье" [Tehanu: The Last
Book of Earthsea] (1990; "Небьюла"-90;
"Локус"-91; рус. 1994). Действие развертывается
на островах неведомой страны, где "работает" магия
(описанная, однако, столь старательно и внутренне непротиворечиво,
что можно говорить о ней, как об альтернативной науке),
а герой - мальчик по имени Гед - проходит все ступени посвящения
в маги; в заключительном романе серии дало себя знать все более
крепнущее увлечение Ле Гуин идеями феминизма: потерявшего свою чудесную
силу героя сменяет героиня . К серии о Земноморье также относятся
рассказы:
"Слово освобождения" (1964; рус. 1990; др. - "Освобождающее заклятье"),
"Правило имен" (19..; рус.1992; 1992).
Вся тетралогия вместе с рассказами изд. под одной обложкой в сб.
"Земноморье" (1994). Др. ярким примером фэнтези Ле Гуин является современная "городская сказка" - "Место, где все начинается" [The
Beginning Place] (1980; др. - "Порог"
[Threshold]; рус. 1989), юные герои которой
бегут от рутинной обыденности окружающей жизни в "сокровенное место",
параллельный мир, скрывающий загадочную, во многом противоречивую
утопию. Заслуги Ле Гуин в развитии жанра фэнтези
принесли писательнице в 1979 г. премию "Гандальф". Перу Ле Гуин принадлежит также ряд внесерийных книг. Герой написанного
в манере Ф.Дика романа "Оселок небес"
[The Lathe of Heaven] (1971; рус.1991 -
"Станок небес"; 1993 - "Гончарный круг неба") обладает уникальным
даром во сне изменять окружающую реальность, и основной проблемой
для него и изучающего его психолога становится контроль над сновидениями,
приносящими все более кошмарные результаты; экранизирован на телевидении
. Повесть "Глаз цапли" [The Eye of the
Heron] (1978) и самый объемный из романов Ле Гуин, "Всегда возвращаясь домой" [Always Coming Home]
(1985), продолжают, хотя и с меньшим успехом, утопические
поиски писательницы, все более приобретающие феминистский уклон;
последний роман, действие которого происходит в Калифорнии близкого
будущего, пережившей глобальную катастрофу,
отличает обстоятельность в обрисовке культурного фона (приложены
даже кассеты с записью "местной" музыки), однако результаты
этого масштабного эксперимента в "культурной антропологии"
по меньшей мере противоречивы. В вымышленную центрально-европейскую страну помещены сюжеты квазиисторического
романа "Малафрена" [Malafrena]
(1979) и связанных с ним новелл из сборника "Орсинийские рассказы" [Orsinian Tales] (1976),
в остальном не имеющих отношения ни к НФ, ни к фэнтези;
также отсутствуют фантастастические элементы в повести для подростков - "Далеко-далеко отовсюду" [Very Far Away from Anyway Else]
(1976; рус. 1983). Романы "Оселок небес",
"Обездоленные" и сборник "Двенадцать румбов ветра" объединены в сборник "Оселок небес. Обездоленные. Двенадцать румбов ветра" [The Lathe of Heaven.
The Dispossessed. The Wind's Twelve Quarters] (1992);
повести "Глаз цапли" и "Слово для "леса" и "мира" - одно" объединены в один том - сборник "Глаз цапли. Слово для "леса" и "мира" - одно" [The Eye
of Heron. The Word for World Is Forest](1991). Значительно активизировавшееся в последнее десятилетие литературно-критическое
творчество Ле Гуин нашло отражение в многочисленных, часто резких статьях,
составивших сборниках - "Языки ночи: эссе о фэнтези и научной фантастике" [Languages of the Night: Essays on
Fantasy and Science Fiction] (1979; испр. 1989)
и "Танцы на краю мира: мысли о словах, женщинах, местах обитания" [Dancing at the Edge of the World; Thoughts
on Words, Women, Places] (1989). В 1989 г. Ассоциация
"Исследователи научной фантастики" присудила Ле Гуин ежегодную
премию "Пилигрим".
Вл.Г.
Источник: Сайт "Бесконечные миры" http://infiniteworlds.narod.ru/autor/biograf/le_guin.htm
|