| Булгаков Михаил Афанасьевич [3(15).5.1891,
    Киев, - 10.3.1940, Москва], русский советский
    писатель. Родился в семье преподавателя
    Киевской духовной академии. Окончил
    медицинский факультет Киевского
    университета (1916), был земским врачом в
    Смоленской губернии. В 1919 начал
    профессионально заниматься литературой.
    В 1922-26 сотрудничал в газете "Гудок".
    Первый сборник сатирических рассказов Б.
    "Дьяволиада" (1925) вызвал споры в
    печати. Публикация романа "Белая
    гвардия" (1925-27) осталась незаконченной.
    По мотивам этого романа написана пьеса
    "Дни Турбиных" (постановка МХАТ, 1926).
    В этих произведениях, как и в пьесе "Бег"
    (1926-28, поставлен 1957), запечатлен перелом в
    настроениях старой русской
    интеллигенции, развенчана идея "белого"
    движения, показана бесплодность пути в
    эмиграцию. В комедиях "Зойкина
    квартира" (постановка Театра им.
    Евгения Вахтангова, 1926) и "Багровый
    остров" (постановка Камерного театра,
    1928) Б. высмеивает быт и нравы нэпманской
    среды, пародирует обычаи замкнутого
    театрального мирка. Литературная критика конца 20-х гг. резко
    отрицательно оценивала творчество Б.; его
    произведения не печатались, пьесы были
    сняты со сцены. С начала 30-х гг. Б. работал
    режиссёром-ассистентом МХАТ,
    инсценировал "Мёртвые души" Н. В.
    Гоголя (1932). В исторических драмах "Кабала
    святош" ("Мольер", 1930-36, постановка
    1943) и "Последние дни" ("Пушкин",
    1934-35, постановка 1943), в биографической
    повести "Жизнь господина де Мольера"
    (1932-33, опубликована 1962) Б. показывает
    несовместимость подлинного искусства с
    деспотизмом монархии. Незаконченный "Театральный
    роман" ("Записки покойника", 1936-37,
    опубликован 1965) соединяет в себе черты
    лирической исповеди и сатиры. С начала 30-х
    гг. и до конца жизни Б. работал над романом
    "Мастер и Маргарита" (опубликован
    1966-67). Совмещая три плана действия:
    историко-легендарный (древняя Иудея),
    современно-бытовой (Москва 30-х гг.) и
    мистико-фантастический, он создал
    своеобразную форму философского романа,
    где поставлены "вечные" проблемы
    добра и зла, ложной и истинной
    нравственности. Б. - драматург и
    повествователь - владел отточенным
    мастерством реалистической техники,
    сатиры, гибкой, живой речи и
    стремительного сюжета. Соч.: Избр. проза. [Вступ. ст. В. Лакшина], М.,
    1966; Драмы и комедии. [Вступ. ст. В. Каверина],
    М., 1965; Мастер и Маргарита, "Москва",
    1966, Ї 11; 1967, Ї 1; Автобиография, в кн.:
    Советские писатели. Автобиографии, т. 3, М.,
    1966. Лит.: Смирнова В., Михаил
    Булгаков-драматург, в её
    кн.: Современный портрет, М., 1964; Лурье Я. и
    Серман И., От "Белой гвардии" к "Дням
    Турбиных", "Русская литература",
    1965, Ї2; Ермолинский С., О Михаиле
    Булгакове. Глава из книги
    воспоминаний, "Театр", 1966, Ї 9; Лакшин
    В., Роман М. Булгакова "Мастер и
    Маргарита", "Новый мир", 1968, Ї6;
    Скорино Л., Лица без карнавальных масок,
    "Вопросы литературы", 1968, Ї 6;
    Виноградов И., Завещание мастера, там же;
    Скорино Л., Ответ оппоненту, там же;
    Палиевский П., Последняя книга М.
    Булгакова, "Наш современник", 1969, Ї 3. В. Я. Лакшин. |