Библиотека Живое слово
Классика

«Без риска быть...»
проект Николая Доли



Классика

Дао Дэ цзин

Русская

  М. Булгаков

  А. Платонов

  Ф. Достоевский

  Н. Лесков

Зарубежная

  Ричард Бах

  Пауло Коэльо

  Х. Мураками

  Эмиль Золя

Фэнтези

Разное

Михаил Булгаков

(1891 - 1940)

«Мастер и Маргарита»

«Собачье сердце»

Обсуждения

Гостевая

Форум

Письмо автору сайта







Поиск по сайту:


 

 

Булгаков Михаил Афанасьевич [3(15).5.1891, Киев, - 10.3.1940, Москва], русский советский писатель. Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1916), был земским врачом в Смоленской губернии. В 1919 начал профессионально заниматься литературой. В 1922-26 сотрудничал в газете "Гудок". Первый сборник сатирических рассказов Б. "Дьяволиада" (1925) вызвал споры в печати. Публикация романа "Белая гвардия" (1925-27) осталась незаконченной. По мотивам этого романа написана пьеса "Дни Турбиных" (постановка МХАТ, 1926). В этих произведениях, как и в пьесе "Бег" (1926-28, поставлен 1957), запечатлен перелом в настроениях старой русской интеллигенции, развенчана идея "белого" движения, показана бесплодность пути в эмиграцию. В комедиях "Зойкина квартира" (постановка Театра им. Евгения Вахтангова, 1926) и "Багровый остров" (постановка Камерного театра, 1928) Б. высмеивает быт и нравы нэпманской среды, пародирует обычаи замкнутого театрального мирка.

Литературная критика конца 20-х гг. резко отрицательно оценивала творчество Б.; его произведения не печатались, пьесы были сняты со сцены. С начала 30-х гг. Б. работал режиссёром-ассистентом МХАТ, инсценировал "Мёртвые души" Н. В. Гоголя (1932). В исторических драмах "Кабала святош" ("Мольер", 1930-36, постановка 1943) и "Последние дни" ("Пушкин", 1934-35, постановка 1943), в биографической повести "Жизнь господина де Мольера" (1932-33, опубликована 1962) Б. показывает несовместимость подлинного искусства с деспотизмом монархии. Незаконченный "Театральный роман" ("Записки покойника", 1936-37, опубликован 1965) соединяет в себе черты лирической исповеди и сатиры. С начала 30-х гг. и до конца жизни Б. работал над романом "Мастер и Маргарита" (опубликован 1966-67). Совмещая три плана действия: историко-легендарный (древняя Иудея), современно-бытовой (Москва 30-х гг.) и мистико-фантастический, он создал своеобразную форму философского романа, где поставлены "вечные" проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. Б. - драматург и повествователь - владел отточенным мастерством реалистической техники, сатиры, гибкой, живой речи и стремительного сюжета.

Соч.: Избр. проза. [Вступ. ст. В. Лакшина], М., 1966; Драмы и комедии. [Вступ. ст. В. Каверина], М., 1965; Мастер и Маргарита, "Москва", 1966, Ї 11; 1967, Ї 1; Автобиография, в кн.: Советские писатели. Автобиографии, т. 3, М., 1966.

Лит.: Смирнова В., Михаил Булгаков-драматург, в её кн.: Современный портрет, М., 1964; Лурье Я. и Серман И., От "Белой гвардии" к "Дням Турбиных", "Русская литература", 1965, Ї2; Ермолинский С., О Михаиле Булгакове. Глава из книги воспоминаний, "Театр", 1966, Ї 9; Лакшин В., Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", "Новый мир", 1968, Ї6; Скорино Л., Лица без карнавальных масок, "Вопросы литературы", 1968, Ї 6; Виноградов И., Завещание мастера, там же; Скорино Л., Ответ оппоненту, там же; Палиевский П., Последняя книга М. Булгакова, "Наш современник", 1969, Ї 3.

В. Я. Лакшин.

Материалы предоставлены проектом Рубрикон
c 2001 Russ Portal Company Ltd.
c 2001 "Большая Российская энциклопедия"
Все права защищены
 

Источник: Большая советская энциклопедия


Без риска быть... Библиотека "Живое слово" Астрология  Агентство ОБС Живопись Имена

 © Николай Доля.  Проект «Без риска быть...»

Гостевая  Форум  Почта