| 
    |||||||||
| 
       Вы здесь: Живое слово >> Серебряный век >> Марина Цветаева >> О Марине Цветаевой >> Чтение стихов Софии Парнок  | 
  
      О Марине ЦветаевойА. Цветаева | 
Лето 1915 года. Лето войны и, странно сказать, лето стихов.
Съехались в Коктебель  Марина, позднее О. Мандельштам, София Парнок.
Макса Волошина, в доме которого все мы собрались, не было в Крыму. Он в самом начале войны оказался за границей и смог вернуться лишь в 1916-ом* от него в письмах к матери из Парижа шли стихи  антивоенные, страждущие, негодующие. Голос Макса был одним из первых в России, звучавших стихом против братоубийства. Поэзии и прессе тех лет более свойственны были ультрапатриотические настроения,  это после успешного для русской армии начала войны в 1914 году, после побед на Карпатах, даже и после последовавших потом поражений, когда дрогнул патриотический пыл, но ещё только  дрогнул.
Слышался и другой страстный голос, звучавший против войны  голос Ромена Роллана.
Лето... Мы сидим на террасе максиного дома, на открытом воздухе. Было нас  не помню точно  двенадцать-пятнадцать человек. Сегодня будет читать Соня Парнок. Марина высоко ставила поэзию Парнок, её кованый стих, её владение инструментовкой. Мы все, тогда жившие в Коктебеле, часто просили её стихов.
Ну хорошо,  говорит Соня Парнок,  буду читать, голова не болит сегодня.  И, помедлив:  Что прочесть?  произносит она своим живым, как медленно набегающая волна голосом (нет, не так  какая-то пушистость в голосе, что-то от движенья её тяжёлой от волос головы на высокой шее и от смычка по пчелиному звуку струны, смычка по виолончели...).
К чему узор!  говорит просяще Марина.  Моё любимое!
И, кивнув ей, Соня впадает в её желание:
| 
         
  | 
        
Меняется Сонин голос, «стал чёрным»,  определяю я; и пока она говорит, в эту черноту впивается синева. Голос  как вороная сталь!
| 
         
  | 
        
И когда она говорит их до конца, не меняется голос, крепчает, но как изменился  ритм...
       ФРИДРИХУ КРУППУ
  | 
        
Мерный звук моря, взрывы волн  служат аккомпанементом стихам. Соня стоит и смотрит в даль. И, из неё зачерпнув:
| 
         
  | 
        
Когда она дошла до последней строки  О,  говорю я,  чудесно! Но как же это сходно с твоим, Марина,  «Какой-нибудь предок»...
Скажите вдвоём!  голос Сони.
Ася, иди сюда!  мне  Марина.
Прохожу мимо кого-то сидящего и, встав рядом со вставшей Мариной (мы никогда не читаем стихов сидя, а Соня  читает, но это Соне идёт):
Какой-нибудь предок мой был скрипач, Разбойник и вор при этом Не потому ли нрав мой бродяч И волосы пахнут ветром?  | 
        
Но больше, несмотря на похвалы, просьбы, удивления нашим совпадающим  до мельчайшей интонации!  голосам, Марина не соглашается читать:
Сегодня Соня читает! Мы  слушаем!
Смотрю  каким контрастом с сестрой тоненький силуэт младшей, Лизы. Она меньше Сони ростом, лёгкая, подвижная, часто смеющаяся. Головка её в чёрных, крупно-вьющихся кудрях грациозно наклонена. Большие ясные глаза  вниманием  устремлены на Соню. Узкое, смуглое личико Лизы  в последних лучах падающего на террасу солнца. (Нет, мы не знали тогда, что и она тоже пишет стихи. Позднее Лиза Тараховская стала автором известных книг для детей. Но это  годы спустя). А сейчас  Соня, как гадалка, с лёгкой улыбкой в голосе:
| 
          
  | 
        
Но мы просим ещё.
Как струна, задетая пальцем:  Ещё одно?  говорит Соня.  И хватит...
Помедлив, голосом, от неё отплывающим, лёгким:
С пустынь доносятся Колокола. По полю, по сердцу Тень проплыла. Час перед вечером В тихом краю. С деревцем встреченным Я говорю. Птичьему посвисту Внемлет душа. Так бы я по свету Тихо прошла.  | 
        
Соня, ещё одно!  говорит Марина.  Нас ещё не зовут, скажите ещё одно!
Тогда Соня, встав, бегло поправив «шлем» тёмно-рыжей причёски, тем давая знать, что последнее, на ходу, в шутку почти что:
Окиньте беглым мимолётным взглядом Мою ладонь: Здесь две судьбы, одна с другою рядом, Двойной огонь. Двух жизней линии проходят остро, Здесь «да» и «нет»  Вот мой ответ, прелестный Калиостро, Вот мой ответ. Блеснут ли мне спасительные дали, Пойду ль ко дну  Одну судьбу мою Вы разгадали, Но лишь одну.  | 
        
Щёлкнул портсигар. Соня устала? Её низкий голос, чуть хриплый:  Идём ужинать?
Тонкие пальцы с перстнем несут ко рту мундштук с папиросой  затяжка, клуб дыма. (А как часто над высоким великолепным лбом, скрыв короной змею косы,  белизна смоченного в воде полотенца  от частой головной боли!) Больше читать не будет.
        
        
Маринина дружба с Софьей Яковлевной Парнок продолжалась. Они появлялись вместе на литературных вечерах, увлекались стихами друг друга, и каждое новое стихотворение одной из них встречалось двойной радостью. Марина была много моложе Сони, но Соня прекрасно понимала, какой поэт вырастает из Марины.
Как эффектны, как хороши они были вдвоём: Марина  выше, стройнее, с пышной, как цветок, головой, в платье старинной моды  узком в талии, широком внизу. Соня  чуть ниже, тяжелоглазая, в вязаной куртке с отложным воротником. И помню я Соню не в тот вечер, а позже, в другие дни, когда она читала своё «Гадание»:
| 
         
  | 
        
Я была в восторге от Сони. И не только стихами её я, как и все вокруг, восхищалась, вся она, каждым движением своим, заразительностью веселья, необычайной силой сочувствия каждому огорчению рядом, способностью войти в любую судьбу, всё отдать, всё повернуть в своём дне, с размаху, на себя не оглядываясь, неуёмная страсть  помочь. И сама Соня была подобна какому-то произведению искусства, словно  оживший портрет первоклассного мастера,  оживший,  чудо природы! Побыв полдня с ней, в стихии её понимания, её юмора, её смеха, её самоотдачи  от неё выходил как после симфонического концерта, потрясённый тем, что есть на свете  такое...
        
| Предыдущее | 
          
            Следующее | 
| 
       Вы здесь: Живое слово >> Серебряный век >> Марина Цветаева >> О Марине Цветаевой >> Чтение стихов Софии Парнок  | 
  
        Библиотека "Живое слово" 
        Астрология   Агентство ОБС  Живопись Имена
© Николай Доля. «Без риска быть...»  | 
  |||
Материалы, содержащиеся на страницах данного сайта, не могут распространяться   | 
  |||