| 
    |||||||||
| 
       Вы здесь: Серебряный век >> София Парнок >> Критика >> О. Мандельштам. Камень. Стихи  | 
  
      КритикаАндрей Полянин | 
  
Книга О. Мандельштама интересна тем, что являет нам творческий путь автора, не только художественный, но и душевный. В ней явственно намечаются три этапа этого пути.
Вначале поэт глядит, еще не созерцая, его поэзия  поэзия пяти чувств, он попросту радостно дивится миру и своей душе, которая еще:
| 
       Не умеет вовсе говорить И плывет дельфином молодым По седым пучинам мировым.  | 
Поэт еще не творит, он только называет все видимое, слышимое, чувствуемое им, и называет бездумно, с упоением. К этому периоду относятся очаровательные natures mort'ы: «На бледно-голубой эмали», «Медлительнее снежный улей», «Невыразимая печаль».
Мысль о смерти знаменует начало второго, переходного периода.
| 
       Неужели я настоящий, И, действительно, смерть придет?.. …Так вот она настоящая С таинственным миром связь! Какая тоска щемящая, Какая беда стряслась.  | 
Сомнения в действительности себя,  бытия своего и смерти,  рожденное, разумеется, сознанием их, во все времена делавшее сердце и мысль жадными к упоению жизнию, устремляет поэта ко всему конкретному, ко всему, что подтверждает реальность существования мира и, тем самым, человеческого я. «Действительно, смерть придет», а меж тем, «на стекла вечности уже легло мое дыхание, мое тепло», необходимо, следовательно, утвердить всякое свидетельство жизни минувшей и нынешней, пусть преходящей, но сущей. И вот третий этап творческого пути поэта. Под знаком смерти жизнь обретает болезненную значимость. Становится разительным участие в образах поэта не только вещей, но и имен собственных.  Батюшков, Дюма, Верлэн, Себастиан Бах, Эдгар По, Чарльз Диккенс, Сумароков, Озеров, Оссиан, Бонапарт, Меттерних, Бетховен, Флобер, Золя, Гомер, Расин,  целый ряд прекрасных, неопровержимых конкретностей, говорящих поэту о реальности мира и, тем самым, его собственной души.
Весьма недальновидны будут те, которые, смутясь обилием вещей и имен в поэзии О. Мандельштама, увидят в поэте некоего просвещенного коллекционера, попросту талантливого эстета. Им можно ответить словами самого поэта:
| 
       Я земле не поклонился Прежде, чем себя нашел.  | 
Путь художника  путь самоутверждения, и тот, который избрал О. Мандельштам  человеческий, понятный и законный  приводит его к пафосу конкретности. Стихи О. Мандельштама не только пышны и торжественны,  они патетичны.
Слово, как материал стихотворного искусства  в гармонии с творческой личностью поэта; оно  насыщенная, прочная, твердая масса. Творчество О. Мандельштама  в ваянии из слова. И вместе с тем, поэт не только не во вражде с музыкой, а, наоборот,  в крепком союзе с нею: его «Камень»  поющий камень. Поэт достигает истинной виртуозности ритма,  так, например, в стихах «Сегодня дурной день» передано как бы сердцебиение:
| 
       О, маятник душ строг  Качается глух, прям, И страстно стучит рок В запретную дверь к нам.  | 
В стихах «Бессонница, Гомер, тугие паруса»  медленная, величавая поступь:
| 
       И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.  | 
В стихах: «И поныне на Афоне»  упоительный песенный разлив:
| 
       И поныне на Афоне Древо чудное растет. На крутом зеленом склоне Имя Божие поет.  | 
И, наконец, в прекрасных стихах: «Я не слыхал рассказов Оссиана», в которых скульптура и музыка сдружились, покорствуя поэту, в стихах, которые хочется знать наизусть  чувствуется та духовная и, следовательно, формальная напряженность, по которой из сотни стихотворений сразу отличила настоящее, и которая есть верная примета подлинности произведения искусства.
Образ поэта как мастера слова, выступает
уже с большой определенностью. Что же
касается миросозерцания, то оно  труд
целой человеческой жизни; в «Камне» О.
Мандельштама открывается нам начало этого
пути, и оно таково, что заставляет с
интересом ожидать следующих сборников
поэта.
  
1916г.
  
  
Комментарии
«Северные записки», 1916, Апрель-Май, Сс. 242-243.
(источник  Парнок С. Сверстники / Книга критических статей, М., Глагол, 1999 г.)
| Предыдущее | 
          
            Следующее | 
| 
       Вы здесь: Серебряный век >> София Парнок >> Критика >> О. Мандельштам. Камень. Стихи  | 
  
        Библиотека "Живое слово" 
        Астрология   Агентство ОБС  Живопись Имена
© Николай Доля. «Без риска быть...»  | 
  |||
Материалы, содержащиеся на страницах данного сайта, не могут распространяться   | 
  |||