|
Вы здесь: Серебряный век >> София Парнок >> Материалы из семейного архива Веденеевых-Сиротинских >> 1932 год |
Материалы из семейного архива Веденеевых-СиротинскихПисьма 1932 - 1934 гг |
8/VIII [1932]
[отправлено из Каширы 10.8.32]
Дорогая Центральная,
с нетерпением жду от тебя известий, хотя знаю, что сейчас тебе, наверно, не до писем. Теперь уж скоро увидимся. Ты только непременно напиши мне к 20-му какие вещи тебе привозить в первую очередь. Пошли лучше 2 открытки. Одну сюда, другую в Москву, чтобы я наверно получила и привезла то, что тебе нужно. У нас очень жарко. Купаемся и катаемся на лодке. Целую тебя.
Привет от Е.И.
Мама
------ " ------
24/VIII [1932]
Женичка, моя дорогая, как добралась ты домой и как тебе живется? Как Олимпиада Сигизмундовна1? Подтвердилось ли твое опасение об ее здоровьи или ты нашла ее лучше, чем думала? Если это письмо быстро дойдет до тебя, черкни мне сюда (4-ый поселок д 47 кв. Бори)2
Я здесь уже 3-ий день в квартире из 5-ти больших комнат, где кроме меня, никого нет. Но одиночество меня не тяготит. У Бори много книг, которые интересно прочесть. Кроме того мне вчера дали вышедшую недавно книгу жены Метерлинка "Georgette Leblanc". Ее воспоминания. Написана она очень живо и интересно. Затем я понемногу лечу свою застарелую болезнь - <Иммерманный> метод. Встаю в 9-м часу. Вчера ходила на старый Днепр, а сегодня каталась в лодке. Очень хорошо, но без рулевого все таки неудобно: вертит лодку. Женя уходит к 7-ми, заходит завтракать в 12, а потом уж возвращается вечером по разному, смотря по работе. Работой своей и самим собой он не так уж доволен, но я думаю, что причины здесь не столько об'ективного, сколько суб'ективного характера. А иногда мне кажется, что он вообще пошел не по своей дороге, что он не техник по призванию. Если завтра выходной его день состоится, поедем наверно, на лодке вверх по Днепру. Женя хочет прихватить молодого инженера, своего сослуживца, которого он принял под свое покровительство, п.ч. он здесь недавно и совсем один.
Сейчас как то особенно тихо в доме - даже сверчков не слышно, а их здесь отменно много. Вспоминается лагерь, сосны, река.
У Бори очень хорошая квартира, окруженная палисадником. Масса петуний и других декоративных цветов. Веранда с крышей в виде балкона. Сегодня м.б. пойду с Женей осматривать строительство. От того места, где жил Боря в прошлом году не осталось и следа все затоплено. Образовавшееся озеро однако ж, меньше, чем я думала. Но зато оно очень глубокое.
Передавай мой привет и поцелуй О.С. Кланяйся Насте3. Черкни о себе, если найдется минутка. Целую крепко.
Твоя Н.
1. Олимпиада Сигизмундовна, О.С. - мать Е.И. Авраменко.
2. Е.Л. Сиротинский жил в это время у своего дяди Б.Е.Веденеева в с. Кичкас Запорожской области.
3. Настя - сестра Е.И. Авраменко.
---- " ----
27/VIII [1932]
Женичка, вчера Борис вернулся из Москвы и привез письмо. С.В.1 разыскала его и передала перед от'ездом. Посылаю его тебе, м.б. ты помнишь случайно номер.
Думаю, что Середняков безболезненно может достать NN наших удостоверений. Относительно своего я указала, как найти его.
Получила ли ты посланное мною на днях письмо? Сейчас почта стала совсем припадочной: иногда доставит в срочном порядке, иногда маринует по 2 недели.
Занимаюсь здесь по преимуществу чтением. Последние дни не жарко. Целую тебя и О.С.
Женя шлет привет. Твоя Н.
Спешу послать письмо.
[на обороте:]
Дорогая Нина Евгеньевна!
У меня требуют в срочном порядке удостоверения на дополнительные площади или хотя бы номера их которые по правилу должны быть записаны в домоуправлении.
Если успеете напишите мне может быть Вы случайно помните их номера, а то я справлюсь сама в КУБУ2.
Целую крепко. Вера Алексеевна3 посылает привет.
Вчера послала Вам гамак.
Евгению Леонидовичу поклон.
Ваша С.П
1. С.В., она же С.П., была, очевидно, чем-то вроде управдома. В справочнике "Вся Москва" за 1926 г. о доме 24 по Кропоткинскому переулку говорится: "24 - Аренд. Петерсен С.В."
2. ЦЕКУБУ - Центральная комиссия по улучшению быта ученых при СНК РСФСР. Была создана в 1921 г. В 1931 г. преобразована в Комиссию содействия ученым (КСУ) при СНК СССР. Действовала до 1937 г.
3. Вера Алексеевна - Вера Алексеевна Левашова, домработница
Н.Е. Веденеевой, ее соседка по коммунальной квартире, ставшая по прошествии многих лет совместной жизни членом семьи Веденеевых-Сиротинских. Умерла в 1964 г.
Н.Е. Веденеева похоронена в могиле родственников В.А.Левашовой на Новодевичьем кладбище.
---- " ----
[на штемпеле 31.8.32 Мелитополь]
30/VIII [1932]
Лодочка милая, очень рада была получить от тебя весточку и узнать, что О.С. в добром здравии и молодых за пояс затыкает. Желаю ей еще большего успеха. Сердита я только на тебя за то, что не взяла ты серую материю.
Я здесь до некоторой степени блюла лодочные традиции, но много провела времени за книгами - у Бориса их много. Физически чувствую себя, пожалуй, хуже чем по приезде. Не пойму я в чем дело, но чем то климат Таврии мне не подходит. М.б. у меня какая ниб. скрытая форма малярии, к-ую я подцепила когда ниб. в Мелитополе. Сегодня ночью выезжаю домой. Поцелуй О.С. Женя шлет привет тебе и ей. Борис кланяется. Привет Насте. Твоя Н.
---- " ----
31/VIII [ 1932 ]
Дорогой Женюра, пишу, под'езжая к Орлу. Еду очень хорошо. Место оказалось свободным сразу и не пришлось сидеть в коридоре. Воздала хвалу Днепрострою, посмотрела на звезды, погрустила по случаю разлуки с тобою и легла спать. Лето уходило с каждым километром. Здесь идет осенний дождь, прохладно и трудно представить, что ведь мы шли с тобою обливаясь потом по степи. В Москве, конечно, втянет в такую погоду, но когда едешь и так прощаешься с летом, то всегда грустно. А сейчас особенно, п.ч. думаешь что Тверь имела свои преимущества для материнского сердца. Женюра, ты, пожалуйста, не стесняйся писать, если тебе, что нужно. Такие поручения создают подобие общей жизни, а потому кажется, что ты не так далеко и что я тебе еще нужна.
Напиши достал ли Рота. Я его пришлю тебе, если ты не достал.
Еду в мужском обществе, чему рада, п.ч. женщины бывают иногда очень болтливы и, вообще, занимают несмотря на меньшие размеры больший об'ем. Я безраздельно владею нижним местом и много сплю. Поезд, к сожалению, идет по расписанию. Если так продолжится, то придется насладиться Курским вокзалом, а скорее его окрестностями в течении 1 1/2 часов в утреннем полумраке.
Надо будет прекратить чтение Цвейга, чтобы остался запас на утро и подумать для времяпрепровождения об Институтских делах. А охоты нет никакой. Придется произнести про себя монолог a la Кола Брюньон и взяться за дело. Как прошло открытие ресторана1? Как вы доехали: в об'езд или через перевоз?
Целую крепко.
Мама.
1. О роли ресторанов, открытых к празднованию пуска Днепровской ГЭС можно прочитать у Е.А. Вейде ("На Днепровских порогах. Записки строителя", еженедельник "Досье", Запорожье, 2002 г.):
"10 октября 1932 года ранним утром на улицах Большого Запорожья появились первые колонны участников пуска ДГЭС - лучшие ударники строительства. Все идут через плотину на правый берег. Здесь, ниже ГЭС, вся в цветах и зелени пусковая площадка. Трибуны для гостей. Прибыло 118 представителей прессы, из них 36 зарубежных. В центре - трибуна правительства. Пусковая площадка заполняется тысячами делегатов крупнейших фабрик и заводов Союза, колхозниками, представителями советской общественности, иностранными гостями из многих стран."
"После митинга.
Два дня шли банкеты в ресторанах правого и левого берега. Был богатый выбор блюд, были и вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. М.И.Калинин сидел во главе стола. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Любой мог выпить, закусить по своему вкусу и потребности."
------ " ------
26/IX [1932]1
Allo милая Центральная.
Перед 1-ым октябрем ты наверно совсем утонул в работе. Давно не получала от тебя вестей. Как то ты поживаешь? Вот уже месяц, как я уехала. Впрочем месяц этот коротким не показался. Кажется, что я была у тебя давным давно.
Веду я сейчас гораздо более рассеянный образ жизни, чем прежде, несколько раз была в театре. Вчера опять была на Жирофле-Жирофля, п.ч. в роли Авроры выступала знакомая С.Я.2 очень талантливая молодая артистка Раневская. В общем Жирофле я выучила наизусть, все движения артистов, к-ые остаются неизменными, несмотря на смену лиц, выполняющих одну и ту же роль. Видела, кстати, Коонен в натуре на бульваре. Она гораздо моложе и симпатичнее на вид, чем я себе представляла.
От тети Маруси3 никаких известий об ее от'езде на Днепрострой. Удивительное существо! Смотришь на нее со стороны и видишь одну Веденеевскую черту, которая сама по себе м.б. и очень хороша, но в конечном итоге цены не имеет, п.ч. и самому человеку трудно и другим нет радости. Состоит эта черта в том, что человек нагружается всяческими долженствованиями, которые в конце концов никому не нужны. Почему это нужно работать до изнеможения и всегда сидеть без денег? <......> преспокойно пускает все деньги в трубу, кормит котов до отвала, а Маничку держит впроголодь. Когда подумаешь, что живешь один раз, то все это кажется нелепым. И так жаль, что нет около тети Маруси человека спокойного, уравновешенного, на которого она могла бы опереться и поглядеть вокруг себя. Берет меня сомнение в том, что она выберется из Ленинграда. Прямо что-то роковое! По моим расчетам дядя Боря4 должен быть на этих днях в Москве, если он 18-го выехал в Нижний. К тому же ему надо вернуться к 1-му на Днепрострой. Значит на этих днях он должен быть обязательно.
Женюрик, напиши, что тебе нужно прислать из твоих вещей. Посылки идут очень медленно, как правило. Поэтому ты прими это во внимание.
Как твои генераторы. Действуют исправно? Ты ничего не пишешь о <призыве>. Как у тебя обстоит этот вопрос?
Перешли вы в новое помещение или работаете там же, где прежде?
Целую тебя крепко, мой мальчик.
Мама
1. 27/IX 1932 г. написано стихотворение С.Я. Парнок «Нет мне пути обратно…».
3. Тетя Маруся - сестра Н.Е. Веденеевой.
4. Дядя Боря - брат Н.Е. Веденеевой.
------ " ------
24/X [1932]
Дорогой Женюрик, вчера послала тебе открытку, во время писания которой получила вашу телеграмму. Сегодня ездила в Метрополь навести справки о билете. Будучи уверена, что билета сегодня я не получу, я не захватила с собою денег. Оказалось, что можно заказать билет. Было уже поздно возвращаться домой. Поеду завтра утром. Письмо это не буду посылать пока, пошлю завтра и припишу, как с билетом. В случае удачи потелеграфирую, чтобы ты ехал спокойно.
Вчера была на вечере ударников Днепростроя и заводов поставщиков. Выступал Винтер1 и Михайлов2. Дядя Боря нет. Софья Владимировна служит в библиотеке и читает иностранные газеты. Она говорит, что всюду очень восхищенно пишут про Днепрострой. Как жаль, что ты, работая на таком деле, не попал в условия, тебя удовлетворяющие. Леонид Иванович3 рассказывал о разговоре с тобой и показывал письмо, в котором сквозит худо скрываемое раздражение. Это очень опечалило меня. Хотелось бы, чтобы после 6-ти лет, проведенных в неудачных условиях, теперь бы ты попал в такую обстановку, которая давала бы пищу твоему уму и сердцу. Хотелось бы чтобы ты жил полной жизнью. Но, повидимому, сложилось не так. А между тем, об'ективно говоря, все сложилось как будто очень хорошо. Возможно, что Леон.Ив. сгущает краски, когда рассказывает. Очень жаль, что у тебя нет знакомых. Приедешь расскажешь о своем житье-бытье. Я рада, что тетя Маруся с тобой. Вы, наверно, подружитесь. Ее нельзя не любить.
О чем я очень жалею - это то что на Днепрострое нет театров. Надо будет к твоему приезду запастись билетами.
Сколько времени думает пробыть в Москве тетя Маруся? Я полагаю, что уедет она не раньше 9-го. Кстати на 8-ое на Ленинград есть билеты только организациям.
Надеюсь получить от тебя весточку. Ты меня совсем забыл. Правда и я тебе мало писала, мой дорогой.
Ну будь здоров. Крепко целую тебя и тетю Марусю.
Твоя мама.
Билет на 7-ое на поезд N 11 заказала.
Скажи тете Марусе, что на Ленинград до 10 включ. билеты <только делегациям>.
1. Винтер - Александр Васильевич Винтер (1878-1958), в то время начальник Днепростроя. Впоследствии академик, один из руководителей Технического совета Министерства электростанций СССР, зам.директора Энергетического Института АН СССР.
2. Михайлов - Василий Михайлович Михайлов (1894-1937), в то время зам.начальника Днепростроя. В 1932 г. назначен начальником строительства Дворца Советов в Москве. Расстрелян в 1937 г.
3. Леонид Иванович, Л.И. - Л.И. Сиротинский, отец
Е.Л. Сиротинского.
------ " ------
24/XI [1932]
Дорогой Женюрик,
на днях послала тебе открытку, а третьего дня получила твою. По-видимому, работы у тебя не убыло. Если она интересная, жалеть не приходится. Что ты сейчас делаешь? Хоть я и мало смыслю в электротехнике, но все же пойму. Испытываете ли вы линию или машины?
У нас ничего нового за это время не произошло.
Павла1 за книжкой не заходила. Не знаю получил ли ты мою открытку, а потому пишу еще раз, что не передавала твоего привета <В...> Ив. п.ч. он оказался человеком невысокого пошиба, и все его нежности - просто игра актера средней руки. Очень рада, что ты к нему не заходил так часто, как намеревался.
В Институте начинает давать себя знать конец старого года и начало нового. Опять планы и планы. Ощущение такое, что ходят около пустого места и планируют, а надо попросту работать. На это дело, <однако>, не хватает времени. У меня просто какая то идиосинкразия плановая. Но все-таки я как будто начинаю менее болезненно реагировать на все это.
Завтра собираемся с Е.И.2 итти в Симфонический по прошлогоднему абонементу, который я сожгла, думая, что мы прозевали последний концерт. А его дают сейчас и очень интересный, п.ч. будет сам Прокофьев.
От тети Маруси вестей не имею и сама. Только сегодня написала ей. Ну будь здоров. Раскошеливайся иногда на открытки. Крепко целую. Прив. от Е.И.
Мама.
Поцелуй дядю Борю.
1. Павла - Котляревская Павла Сергеевна, знакомая Е.Л. Сиротинского по работе в скаутской организации. Ее отец Сергей Андреевич Котляревский, бывший член ЦК кадетской партии, бывший член Государственной думы, бывший товарищ министра при Временном правительстве, профессор-юрист, консультант совета производительных сил при АН СССР. В 1938г. был арестован по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной организации, в 1939 г. расстрелян.
------ " ------
2/XII [1932]
Дорогой Женюрик
Поздравляю тебя с днем рождения и благодарю за карточку. Она мне очень нравится и я хочу ее увеличить.
Вчера был у меня дядя Боря, а также С.Я., Ольга Ник.1 и Соф.Иосиф. Отпраздновали мое 50-ти летие. Завтра пойду в Большой на Лебединое озеро.
Я страшно рада бодрому тону твоих писем и тому, что работа идет у тебя хорошо. Судя по карточке, физически ты себя не плохо чувствуешь, что также меня радует.
Сердце мое пришло в норму. Последние дни чувствовала себя усталой, но сегодня опять ожила. Приходится мне сейчас собой заниматься и подлечиваться. Это немного скучно - но ничего не поделаешь, но старость - не радость. Все же я для своих лет в достаточно хорошем состоянии. 4/XII Лебединое озеро очень понравилось. Но ценочки теперь в театры - ай люли. И все таки идут и заполняют места. Вообще же жизнь в Москве становится все тяжелее. Трамваи убийственны. Гражданчики <лестно> беседуют в них друг с другом и некоторые фразы готовыми могут войти в лексикон.
Книга моя начинается с приключениями, как водится. Таблицы потеряли, микрофотографии "исправили". Хорошо что не поздно спасти.
Ну, дорогой мой, строй свою ГЭС и помни, что ты в завидном положении. Крепко целую.
Сегодня телеграфировала тебе - не пугайся. Привет от Е.И. Мама.
1. Ольга Ник. - О.Н. Цубербиллер.
------ " ------
10 [или 18, или 16]/XII [1932]
Дорогой мой Женюрик,
вчера я получила твое письмо лежа в постели - отдаю дань гриппу, вернее - легкой ангине, которая ликвидируется, так что после выходного дня пойду на работу. Ты, пожалуйста, не беспокойся о моем здоровье - ты, кажется, думаешь, что твоя престарелая мать совсем стала старушоночкой. Нет, курилка еще жив, хотя иногда ему, как и другим курилкам бывает туговато. Но ты не думай, мой дорогой друг, что я замариваю себя работой. Я работаю честно, но не больше. Если сравнить с тем как работают другие - ты хоть напр., то я почти бездельница. Но мать твоя всегда была придурковата - пожалуйста, не возводи меня на пьедестал, мне на нем неудобно, а люби меня такую, как я есть. А главное, мой дорогой, помни и постарайся твердо проникнуться вот какой мыслью: самая большая радость, которую ты мне можешь доставить - это быть довольным и счастливым, чтобы я знала, что жизнь твоя - не упряжка, а нечто творческое, понятое в самом широком смысле слова. Чтобы ты - такой, как ты есть - жил и жизнь не убивала бы твоих достоинств и недостатков - того из чего слагается живой человек. Сколько лет я с тобой знакома, а все не похвалю тебя толком. Но ты знаешь, конечно, от других, что в тебе есть большая обаятельность и именно тогда, когда ты остаешься самим собой, а не тогда, когда в угоду другим людям, которых уважаешь, стараешься быть чем то иным. Ты мой славный, славный человечек. Живи и развивайся. И если ты привязываешься к Днепрострою, то это большое счастье. И была бы тебе, как инженеру, грош цена, если бы на таком большом деле ты почувствовал бы себя скучно. Тогда было бы ясно, что ты пошел не по специальности. Знаешь, твой отец определенно ориентировался на технику в твоем возрасте. Теперь он, может быть, забыл, но я хорошо помню, какие колебания он переживал. Ведь долгое время он сомневался, правильно ли он поступил, избрав технику, или ему лучше следовало бы выбрать гуманитарные науки. И только, когда он начал преподавать в Саввинском1, то почувствовалось, что он нашел себя. Вот я и думаю, что и ты следуешь, не ведая того, примеру отца и что на Днепрострое, мнится мне, ты найдешь себя.
Мне кажется, на Днепрострое гораздо больше возможность тебе развернуться, чем в недрах московских бюрократических учреждений. Я слишком хорошо знаю по себе эту ужасную ржавчину. Ну, а у вас там реальные темпы и больше свободы, чем у нас. Тебе нужно оформиться, почувствовать себя и заслужить признание окружающих тебя. Тогда ты будешь удовлетворен, тогда тебе и дальше не будет так страшен бюрократизм. У вас там все же попахивает Америкой. И единственно о чем я жалею - это то, что кроме поганого кино - ничего у вас нет. Совершенно необходимо человеку перекинуться иногда совсем в другую область, чтобы потом работать продуктивно, а на этот счет у вас - Бог подаст.
Ну вот разболталась я, мой мальчик. Не взыщи.
Крепко целую тебя. Твоя мама.
1. Саввинское - неофициальное название Московского механико-технического училища по его месту нахождения в Саввинском переулке.
Обсудить материалы на форуме Парнок С.Я. Веденеева Н.Е.
Предыдущее |
Следующее |
Вы здесь: Серебряный век >> София Парнок >> Материалы из семейного архива Веденеевых-Сиротинских >> 1932 год |
Библиотека "Живое слово"
Астрология Агентство ОБС Живопись Имена
© Николай Доля. «Без риска быть...» |
|||
Материалы, содержащиеся на страницах данного сайта, не могут распространяться |