О Софии Парнок
      Соломон Волков
 | 
            
            Невозможные диалоги
            Парнок и Цветаевой
Волков: Почему поэзия Цветаевой, такая страстная и бурная, столь малоэротична?
Бродский: Голубчик мой, перечитайте стихи Цветаевой к Софье Парнок! Она там по части эротики всех за пояс затыкает - и Кузмина, и всех остальных... "Я любовь узнаю по боли всего тела вдоль".  Дальше чего еще надо! Другое дело, что здесь опять-таки не эротика главное, а звук. У Цветаевой звук - всегда самое главное, независимо от того, о чем идет речь...
ПОЭТЕССА СОФЬЯ ЯКОВЛЕВНА ПАРНОК
Умна, иронична, капризна. Внешность оригинальна и выразительна. На облике Парнок сказался, вероятно, особый склад ее натуры и судьбы, что придавало ее манерам драматический, терпкий привкус. Позади - моментально распавшийся брак, ибо от природы она была наделена сафическими склонностями. Не собранные в книгу стихи - строгие, созерцательные: о природе, об одиночестве, о душе. Цветаева была очарована ею с первой же встречи. Отчасти влекло преимущество возраста (Парнок была старше Цветаевой на семь лет); Цветаева тянулась к женщинам старше себя. Здесь же разница в возрасте была незначительна, но было ощущение странности, двусмысленности отношений, которое и пугало, и влекло одновременно. Сафическая любовь, которую предложила Парнок, и которую Цветаева приняла, вызвала поток стихов. В литературных салонах можно было видеть Марину и Софью сидящими в обнимку, курящими одну папиросу. (Надо отметить, что бисексуальные, гомосексуальные, лесбийские отношения отнюдь не были диковинкой на рубеже веков в среде российских литераторов, деятелей искусства и др. Отношения эти не скрывались).
Через несколько лет, составляя сборник юношеской лирики, Цветаева отберет стихи, навеянные знакомством с Парнок, и составит цикл. Названия цикла, между которыми она колебалась, знаменательны: "Ошибка" и "Кара"; окончательное - "Подруга".
Любовь Софьи, увы, оказалась недолговечной. Впрочем, Цветаева никогда не переставала оставаться милой ее сердцу: по воспоминаниям современников, карточка Цветаевой всегда стояла у Парнок на столике подле постели
Марина измены простить не смогла. За несколько лет до смерти, в стихотворении "Ты молодая" (см. ниже), посвященном М.Баранович, Парнок вновь обращается к Цветаевой - с прощением и благословением.
Когда М.Баранович пожелала после приезда Цветаевой из-за границы передать ей это - тогда уже загробное послание Парнок, в ответ последовало равнодушное: "Это было так давно".
Так, "...кто был охотник? - Кто - добыча? Все дьявольски - наоборот!"
Нет, лучше оставим все на своих местах. Просто немного пофантазируем...
НЕВОЗМОЖНЫЕ ДИАЛОГИ
МАРИНА:
  
  
    
      | 
  Могу ли не вспомнить я Тот запах White-Rose и чая, И сербские фигурки  Над пышащим камельком...
  Мы были: я - в пышном платье Из чуть золотого фая, Вы - в вязаной черной куртке С крылатым воротником.
  Я помню, с каким вошли Вы Лицом - без малейшей краски, Как встали, кусая пальчик, Чуть голову наклоня.
  И лоб Ваш властолюбивый, Под тяжестью рыжей каски, Не женщина и не мальчик, - Но что-то сильней меня!
  Движением беспричинным  Я встала, нас окружили. И кто-то в шутливом тоне: "Знакомьтесь же, господа".
  И руку движеньем длинным Вы в руку мою вложили, И нежно в моей ладони Помедлил осколок льда.
  С каким-то, глядевшим косо, Уже предвкушая стычку, - Я полулежала в кресле, Вертя на руке кольцо.
  Вы вынули папиросу, И я поднесла Вам спичку, Не зная, что делать, если Вы взглянете мне в лицо.
  Я помню - над синей вазой - Как звякнули наши рюмки. "О, будьте моим Орестом!", И я Вам дала цветок.
  С зарницею сероглазой Из замшевой черной сумки Вы вынули длинным жестом И выронили - платок. 
 
         
       | 
    
    
      | 
 28 января 1915 
 
 
       | 
    
  
  
 
СОФЬЯ:
  
  
    
      
СОНЕТ
       | 
    
    
      | 
  Следила ты за играми мальчишек, Улыбчивую куклу отклоня. Из колыбели прямо на коня Неистовства стремил тебя излишек.
  Года прошли, властолюбивых вспышек Своею тенью злой не затемня В душе твоей, - как мало ей меня, Беттина Арним и Марина Мнишек!
  Гляжу на пепел и огонь кудрей, На руки, королевских рук щедрей, - И красок нету на моей палитре! 
 Ты, проходящая к своей судьбе! Где всходит солнце, равное тебе? Где Гете твой и где твой Лже-Димитрий? 
 
        
  | 
    
    
      | 
 9 мая 1915 
 
 
       | 
    
  
  
 
МАРИНА:
  
  
    
      | 
  Ты проходишь своею дорогою И руки твоей я не трогаю. Но тоска во мне - слишком вечная, Чтоб была ты мне - первой встречною.
  Сердце сразу сказало: "Милая!" Все тебе - наугад - простила я, Ничего не знав, - даже имени! - О, люби меня, о, люби меня!
  Вижу я по губам - извилиной, По надменности их усиленной, По тяжелым надбровным выступам: Это сердце берется - приступом!
  Платье - шелковым черным панцирем, Голос чуть с хрипотцой цыганскою, Все в тебе мне до боли нравится, - Даже то, что ты не красавица!
  Красота, не увянешь за лето! Не цветок - стебелек из стали ты, Злее злого, острее острого Увезенный - с какого острова?
  Опахалом чудишь иль тросточкой, - В каждой жилке и в каждой косточке, В форме каждого злого пальчика, - Нежность женщины, дерзость мальчика.
  Все усмешки стихом парируя, Открываю тебе и миру я Все, что нам в тебе уготовано, Незнакомка с челом Бетховена! 
 
         
       | 
    
    
      | 
 14 января 1915 
 
 
       | 
    
  
  
 
СОФЬЯ:
  
  
    
      | 
  Смотрят снова глазами незрячими Матерь Божья и Спаситель Младенец. Пахнет ладаном, маслом и воском. Церковь тихими полнится плачами. Тают свечи у юных смиренниц В кулачке окоченелом и жестком.
  Ах, от смерти моей уведи меня, Ты, чьи руки загорелы и свежи, Ты, что мимо прошла, раззадоря! Не в твоем ли отчаянном имени Ветер всех буревых побережий, О, Марина, соименница моря! 
 
         
       | 
    
    
      
5 августа 1915, Святые горы. 
 
        
          | 
    
  
  
 
МАРИНА:
  
  
    
      | 
  Как весело сиял снежинками Ваш - серый, мой - соболий мех, Как по рождественскому рынку мы  Искали ленты ярче всех.
  Как розовыми и несладкими Я вафлями объелась - шесть! Как всеми рыжими лошадками Я умилялась в Baшу честь. 
 Как рыжие поддевки - парусом, Божась, сбывали нам тряпье, Как на чудных московских барышень Дивилось глупое бабье.
  Как в час, когда народ расходится, Мы нехотя вошли в собор,  Как на старинной Богородице  Вы приостановили взор.
  Как этот лик с очами хмурыми  Был благостен и изможден  В киоте с круглыми амурами  Елиcаветинских времен.
  Как руку Вы мою оставили,  Сказав: "О, я ее хочу!" С какою бережностью вставили  В подсвечник - желтую свечу...
  - О, светская, с кольцом опаловым  Рука! - О, вся моя напасть! -  Как я икону обещала Вам  Сегодня ночью же украсть!
  Как в монастырскую гостиницу  - Гул колокольный и закат -  Блаженные, как имянинницы, Мы грянули, как полк солдат.
  Как я Вам - хорошеть до старости -  Клялась - и просыпала соль,  Как трижды мне - Вы были в ярости! - Червонный выходил король.
  Как голову мою сжимали Вы,  Лаская каждый завиток, Как Вашей брошечки эмалевой  Мне губы холодил цветок.
  Как я по Вашим узким пальчикам  Водила сонною щекой. Как Вы меня дразнили мальчиком,  Как я Вам нравилась такой... 
 
        
  | 
    
    
      
Декабрь 1914 
 
        
          | 
    
  
  
 
СОФИЯ:
  
  
    
      | 
  Этот вечер был тускло-палевый, - Для меня был огненный он. Этим вечером, как пожелали вы, Мы вошли в театр "Унион".
  Помню руки, от счастья слабые, Жилки - веточки синевы. Чтоб коснуться руки не могла бы я,  Натянули перчатки вы.
  Ах, опять подошли так близко вы, И опять свернули с пути! Стало ясно мне: как ни подыскивай, Слова верного не найти.
  Я сказала: "Во мраке карие И чужие ваши глаза..." Вальс тянулся и виды Швейцарии - На горах турист и коза.
  Улыбнулась, - вы не ответили... Человек не во всем ли прав! И тихонько, чтоб вы не заметили, Я погладила Ваш рукав. 
 
         
       | 
    
    
      
5 февраля 1915 
 
        
          | 
    
  
  
 
МАРИНА:
  
  
    
      | 
  Сегодня, часу в восьмом,  Стремглав по Большой Лубянке,  Как пуля, как снежный ком,  Куда-то промчались санки.
  Уже прозвеневший смех...  Я так и застыла взглядом:  Волос рыжеватый мех,  И кто-то высокий - рядом!
  Вы были уже с другой,  С ней путь открывали санный,  С желанной и дорогой, -  Сильнее, чем я - желанной.
  -
Oh, je n'en puis plus, j'etouffe! -  Вы крикнули во весь голос,  Размашисто запахнув  На ней меховую полость.
  Мир - весел и вечер лих!  Из муфты летят покупки...  Так мчались Вы в снежный вихрь,  Взор к взору и шубка к шубке.
  И был жесточайший бунт,  И снег осыпался бело.  Я около двух секунд - Не более - вслед глядела.
  И гладила длинный ворс  На шубке своей - без гнева.  Ваш маленький Кай замерз,  О, Снежная Королева. 
 
         
       | 
    
    
      
26 октября 1914 
 
        
          | 
    
  
  
 
СОФИЯ:
  
  
    
      | 
 Марине Баранович 
       | 
    
    
      | 
  Ты, молодая, длинноногая! С таким На диво слаженным, крылатым телом! Как трудно ты влачишь и неумело Свой дух, оторопелый от тоски!
  О, мне знакома эта поступь духа Сквозь вихри ночи и провалы льдин, И этот голос, восходящий глухо Бог знает, их каких живых глубин.
  Я помню мрак таких же светлых глаз. Как при тебе, все голоса стихали, Когда она, безумствуя стихами, Своим беспамятством воспламеняла нас.
  Как странно мне ее напоминаешь ты! Такая ж розоватость, золотистость И перламутровость лица, и шелковистость, Такое же биенье теплоты...
  И тот же холод хитрости змеиной И скользкости... Но я простила ей! И я люблю тебя, и сквозь тебя, Марина, Виденье соименницы твоей! 
 
         
       | 
    
    
      
Осень 1929 
 
        
          | 
    
  
  
 
МАРИНА:
  
  
    
      | 
  Повторю в канун разлуки, Под конец любви, Что любила эти руки Властные твои
  И глаза - кого-кого-то Взглядом не дарят! - Требующие отчета  За случайный взгляд.
  Всю тебя с твоей треклятой Страстью - видит Бог! - Требующую расплаты За случайный вздох.
  И еще скажу устало, - Слушать не спеши, Что твоя душа мне встала Поперек души.
  И еще тебе скажу я: - Все равно - канун! - Этот рот до поцелуя Твоего был юн.
  Взгляд - до взгляда - смел и светел, Сердце - лет пяти... Счастлив, кто тебя не встретил На своем пути. 
 
         
       | 
    
    
      
28 апреля 1915 
 
        
          | 
    
  
  
 
Снова МАРИНА:
  
  
    
      | 
  Вспомяните: всех голов мне дороже Волосок один с моей головы. И идите себе... - Вы тоже, И Вы тоже, и Вы.
  Разлюбите меня, все разлюбите! Стерегите не меня поутру! Чтоб могла я спокойно выйти Постоять на ветру. 
 
         
       | 
    
    
      
6 мая 1915 
        
   | 
    
  
  
 
Соломон Волков. О Цветаевой: Диалог с Иосифом Бродским./
 В кн.: Бродский о Цветаевой: Интервью, эссе.
 - М.: Независимая газета, 1997. - 208с.
http://www.gay.ru/art/literat/library/parnok04.htm