О Софии Парнок
Соломон Волков
|
Невозможные диалоги
Парнок и Цветаевой
Волков: Почему поэзия Цветаевой, такая страстная и бурная, столь малоэротична?
Бродский: Голубчик мой, перечитайте стихи Цветаевой к Софье Парнок! Она там по части эротики всех за пояс затыкает - и Кузмина, и всех остальных... "Я любовь узнаю по боли всего тела вдоль". Дальше чего еще надо! Другое дело, что здесь опять-таки не эротика главное, а звук. У Цветаевой звук - всегда самое главное, независимо от того, о чем идет речь...
ПОЭТЕССА СОФЬЯ ЯКОВЛЕВНА ПАРНОК
Умна, иронична, капризна. Внешность оригинальна и выразительна. На облике Парнок сказался, вероятно, особый склад ее натуры и судьбы, что придавало ее манерам драматический, терпкий привкус. Позади - моментально распавшийся брак, ибо от природы она была наделена сафическими склонностями. Не собранные в книгу стихи - строгие, созерцательные: о природе, об одиночестве, о душе. Цветаева была очарована ею с первой же встречи. Отчасти влекло преимущество возраста (Парнок была старше Цветаевой на семь лет); Цветаева тянулась к женщинам старше себя. Здесь же разница в возрасте была незначительна, но было ощущение странности, двусмысленности отношений, которое и пугало, и влекло одновременно. Сафическая любовь, которую предложила Парнок, и которую Цветаева приняла, вызвала поток стихов. В литературных салонах можно было видеть Марину и Софью сидящими в обнимку, курящими одну папиросу. (Надо отметить, что бисексуальные, гомосексуальные, лесбийские отношения отнюдь не были диковинкой на рубеже веков в среде российских литераторов, деятелей искусства и др. Отношения эти не скрывались).
Через несколько лет, составляя сборник юношеской лирики, Цветаева отберет стихи, навеянные знакомством с Парнок, и составит цикл. Названия цикла, между которыми она колебалась, знаменательны: "Ошибка" и "Кара"; окончательное - "Подруга".
Любовь Софьи, увы, оказалась недолговечной. Впрочем, Цветаева никогда не переставала оставаться милой ее сердцу: по воспоминаниям современников, карточка Цветаевой всегда стояла у Парнок на столике подле постели
Марина измены простить не смогла. За несколько лет до смерти, в стихотворении "Ты молодая" (см. ниже), посвященном М.Баранович, Парнок вновь обращается к Цветаевой - с прощением и благословением.
Когда М.Баранович пожелала после приезда Цветаевой из-за границы передать ей это - тогда уже загробное послание Парнок, в ответ последовало равнодушное: "Это было так давно".
Так, "...кто был охотник? - Кто - добыча? Все дьявольски - наоборот!"
Нет, лучше оставим все на своих местах. Просто немного пофантазируем...
НЕВОЗМОЖНЫЕ ДИАЛОГИ
МАРИНА:
Могу ли не вспомнить я Тот запах White-Rose и чая, И сербские фигурки Над пышащим камельком...
Мы были: я - в пышном платье Из чуть золотого фая, Вы - в вязаной черной куртке С крылатым воротником.
Я помню, с каким вошли Вы Лицом - без малейшей краски, Как встали, кусая пальчик, Чуть голову наклоня.
И лоб Ваш властолюбивый, Под тяжестью рыжей каски, Не женщина и не мальчик, - Но что-то сильней меня!
Движением беспричинным Я встала, нас окружили. И кто-то в шутливом тоне: "Знакомьтесь же, господа".
И руку движеньем длинным Вы в руку мою вложили, И нежно в моей ладони Помедлил осколок льда.
С каким-то, глядевшим косо, Уже предвкушая стычку, - Я полулежала в кресле, Вертя на руке кольцо.
Вы вынули папиросу, И я поднесла Вам спичку, Не зная, что делать, если Вы взглянете мне в лицо.
Я помню - над синей вазой - Как звякнули наши рюмки. "О, будьте моим Орестом!", И я Вам дала цветок.
С зарницею сероглазой Из замшевой черной сумки Вы вынули длинным жестом И выронили - платок.
|
28 января 1915
|
СОФЬЯ:
СОНЕТ
|
Следила ты за играми мальчишек, Улыбчивую куклу отклоня. Из колыбели прямо на коня Неистовства стремил тебя излишек.
Года прошли, властолюбивых вспышек Своею тенью злой не затемня В душе твоей, - как мало ей меня, Беттина Арним и Марина Мнишек!
Гляжу на пепел и огонь кудрей, На руки, королевских рук щедрей, - И красок нету на моей палитре!
Ты, проходящая к своей судьбе! Где всходит солнце, равное тебе? Где Гете твой и где твой Лже-Димитрий?
|
9 мая 1915
|
МАРИНА:
Ты проходишь своею дорогою И руки твоей я не трогаю. Но тоска во мне - слишком вечная, Чтоб была ты мне - первой встречною.
Сердце сразу сказало: "Милая!" Все тебе - наугад - простила я, Ничего не знав, - даже имени! - О, люби меня, о, люби меня!
Вижу я по губам - извилиной, По надменности их усиленной, По тяжелым надбровным выступам: Это сердце берется - приступом!
Платье - шелковым черным панцирем, Голос чуть с хрипотцой цыганскою, Все в тебе мне до боли нравится, - Даже то, что ты не красавица!
Красота, не увянешь за лето! Не цветок - стебелек из стали ты, Злее злого, острее острого Увезенный - с какого острова?
Опахалом чудишь иль тросточкой, - В каждой жилке и в каждой косточке, В форме каждого злого пальчика, - Нежность женщины, дерзость мальчика.
Все усмешки стихом парируя, Открываю тебе и миру я Все, что нам в тебе уготовано, Незнакомка с челом Бетховена!
|
14 января 1915
|
СОФЬЯ:
Смотрят снова глазами незрячими Матерь Божья и Спаситель Младенец. Пахнет ладаном, маслом и воском. Церковь тихими полнится плачами. Тают свечи у юных смиренниц В кулачке окоченелом и жестком.
Ах, от смерти моей уведи меня, Ты, чьи руки загорелы и свежи, Ты, что мимо прошла, раззадоря! Не в твоем ли отчаянном имени Ветер всех буревых побережий, О, Марина, соименница моря!
|
5 августа 1915, Святые горы.
|
МАРИНА:
Как весело сиял снежинками Ваш - серый, мой - соболий мех, Как по рождественскому рынку мы Искали ленты ярче всех.
Как розовыми и несладкими Я вафлями объелась - шесть! Как всеми рыжими лошадками Я умилялась в Baшу честь.
Как рыжие поддевки - парусом, Божась, сбывали нам тряпье, Как на чудных московских барышень Дивилось глупое бабье.
Как в час, когда народ расходится, Мы нехотя вошли в собор, Как на старинной Богородице Вы приостановили взор.
Как этот лик с очами хмурыми Был благостен и изможден В киоте с круглыми амурами Елиcаветинских времен.
Как руку Вы мою оставили, Сказав: "О, я ее хочу!" С какою бережностью вставили В подсвечник - желтую свечу...
- О, светская, с кольцом опаловым Рука! - О, вся моя напасть! - Как я икону обещала Вам Сегодня ночью же украсть!
Как в монастырскую гостиницу - Гул колокольный и закат - Блаженные, как имянинницы, Мы грянули, как полк солдат.
Как я Вам - хорошеть до старости - Клялась - и просыпала соль, Как трижды мне - Вы были в ярости! - Червонный выходил король.
Как голову мою сжимали Вы, Лаская каждый завиток, Как Вашей брошечки эмалевой Мне губы холодил цветок.
Как я по Вашим узким пальчикам Водила сонною щекой. Как Вы меня дразнили мальчиком, Как я Вам нравилась такой...
|
Декабрь 1914
|
СОФИЯ:
Этот вечер был тускло-палевый, - Для меня был огненный он. Этим вечером, как пожелали вы, Мы вошли в театр "Унион".
Помню руки, от счастья слабые, Жилки - веточки синевы. Чтоб коснуться руки не могла бы я, Натянули перчатки вы.
Ах, опять подошли так близко вы, И опять свернули с пути! Стало ясно мне: как ни подыскивай, Слова верного не найти.
Я сказала: "Во мраке карие И чужие ваши глаза..." Вальс тянулся и виды Швейцарии - На горах турист и коза.
Улыбнулась, - вы не ответили... Человек не во всем ли прав! И тихонько, чтоб вы не заметили, Я погладила Ваш рукав.
|
5 февраля 1915
|
МАРИНА:
Сегодня, часу в восьмом, Стремглав по Большой Лубянке, Как пуля, как снежный ком, Куда-то промчались санки.
Уже прозвеневший смех... Я так и застыла взглядом: Волос рыжеватый мех, И кто-то высокий - рядом!
Вы были уже с другой, С ней путь открывали санный, С желанной и дорогой, - Сильнее, чем я - желанной.
-
Oh, je n'en puis plus, j'etouffe! - Вы крикнули во весь голос, Размашисто запахнув На ней меховую полость.
Мир - весел и вечер лих! Из муфты летят покупки... Так мчались Вы в снежный вихрь, Взор к взору и шубка к шубке.
И был жесточайший бунт, И снег осыпался бело. Я около двух секунд - Не более - вслед глядела.
И гладила длинный ворс На шубке своей - без гнева. Ваш маленький Кай замерз, О, Снежная Королева.
|
26 октября 1914
|
СОФИЯ:
Марине Баранович
|
Ты, молодая, длинноногая! С таким На диво слаженным, крылатым телом! Как трудно ты влачишь и неумело Свой дух, оторопелый от тоски!
О, мне знакома эта поступь духа Сквозь вихри ночи и провалы льдин, И этот голос, восходящий глухо Бог знает, их каких живых глубин.
Я помню мрак таких же светлых глаз. Как при тебе, все голоса стихали, Когда она, безумствуя стихами, Своим беспамятством воспламеняла нас.
Как странно мне ее напоминаешь ты! Такая ж розоватость, золотистость И перламутровость лица, и шелковистость, Такое же биенье теплоты...
И тот же холод хитрости змеиной И скользкости... Но я простила ей! И я люблю тебя, и сквозь тебя, Марина, Виденье соименницы твоей!
|
Осень 1929
|
МАРИНА:
Повторю в канун разлуки, Под конец любви, Что любила эти руки Властные твои
И глаза - кого-кого-то Взглядом не дарят! - Требующие отчета За случайный взгляд.
Всю тебя с твоей треклятой Страстью - видит Бог! - Требующую расплаты За случайный вздох.
И еще скажу устало, - Слушать не спеши, Что твоя душа мне встала Поперек души.
И еще тебе скажу я: - Все равно - канун! - Этот рот до поцелуя Твоего был юн.
Взгляд - до взгляда - смел и светел, Сердце - лет пяти... Счастлив, кто тебя не встретил На своем пути.
|
28 апреля 1915
|
Снова МАРИНА:
Вспомяните: всех голов мне дороже Волосок один с моей головы. И идите себе... - Вы тоже, И Вы тоже, и Вы.
Разлюбите меня, все разлюбите! Стерегите не меня поутру! Чтоб могла я спокойно выйти Постоять на ветру.
|
6 мая 1915
|
Соломон Волков. О Цветаевой: Диалог с Иосифом Бродским./
В кн.: Бродский о Цветаевой: Интервью, эссе.
- М.: Независимая газета, 1997. - 208с.
http://www.gay.ru/art/literat/library/parnok04.htm