|
Вы здесь: Живое слово >>
Серебряный век >>
Черубина де Габриак >>
Письма
>>
Переписка Е.И. Дмитриевой и М.А. Волошина 1912-28 гг. |
ПисьмаЕ.И. Дмитриева |
Предыдущее |
3.2. <1>923 г<од>. СПБ.109
Английская наб<ережная>.
<д.> 74. кв. 7
Дорогой Макс! Наконец весть о тебе! Спасибо, огромное спасибо за письмо! Всегда, услыша твой голос, хотя бы издали меня тянет к тебе быть с тобой.
Но судьба, не внешняя, а внутренняя, не пустит меня к тебе, и вот только так, с самого дна сердца, я могу послать свою любовь и тебе и тому, кто рядом, около тебя, помогает тебе нести твою душу. Передай мой большой привет твоему другу Марусе110. Макс, милый! Да благословит тебя Господь.
Изменилась ли твоя жизнь со смертью Елены От<тобальдовны> ( о покое ее молюсь ), не поедешь ли ты заграницу111? Ты все больше и тверже вырастаешь в русской литературе, все яснее твое имя. Каждый раз я радуюсь, слыша, как теперь говорят о тебе. О твоих двух стихотворениях я не могу ничего сказать, они прекрасны, но они куски целого цикла112, и вне его трудно мне говорить. Только язык твой порой прямо страшен, даже непонятно, что эта «варварская» кисть могла касаться Эредиа и других.
Я хочу знать и о твоей прозе. Все мне хочется знать о твоей жизни, все, что можно. А живопись? Или болезнь руки закрыла ее совсем? Ты пиши мне, Макс, пиши!
Ты, наверное, уже знаешь печальную весть, но, на всякий случай, повторяю: в ночь на 1 янв<аря>, после лекции Доктора дотла сгорел Johannes-Bau113 (поджог). Центральная группа (Христос, Люц<ифер> и Ар<иман>) уцелела она была в мастерской. Начали строить новое зданье, меньше, из камня, иного стиля114.
Если ты весной будешь в Москве приезжай в Петербург, если мы останемся на этой квартире, толстом (т. е. когда тепло) у нас есть свободная комната. Хорошо? И Борис и Вс<еволод> Н<иколаевич> со мной мы по-прежнему занимаемся антропософией. Все глубже и глубже я ее принимаю, хотя и с горечью: это единственное, что мне доступно, то, что для меня «первая любовь» искусство закрыто для меня. У меня немые слова. Спасибо за отзыв о стихах, только тебе я верю здесь до конца, ты сказал то, что я знаю сама, только говорю себе не так ласково. Я, конечно, не поэт. Стихов своих издавать я не буду, и постараюсь ничего не печатать под именем Черубины, хотя меня очень просят о детских сказках, к<отор>ые я пишу теперь115, не печатать вовсе я не могу, п<отому> ч<то> нужны деньги, но я постараюсь напечатать под моей теперешней фамилией, так, как вышли пьесы для детей, к<отор>ые я писала с С. Я. Маршаком116 (тебе о нем говорила Ек<атерина> Вл<адимировна>117? Мы вместе устроили Театр для Детей)118. Прислать тебе книгу? Если можешь, пришли мне Иверни119 (мои пропали при всяких террорах), а других книг твоих у тебя нет?
Я сейчас очень в сказках стихов я не пишу, как мне ни больно от этого. Но уже поздно, Макс! Только это очень, очень большая боль! Слепоты и немоты!
Ты прав в мою жизнь пришла любовь, м<ожет> б<ыть>, здесь я впервые стала уметь давать. Он гораздо моложе меня, и мне хочется сберечь его жизнь. Он и антропософ и китаевед. В его руках и музыка, и стихи, и живопись. У него совсем такие волосы, как у тебя. И лицом он часто похож. Зовут его Юлиан120 тоже близко. Он очень, очень любит твои стихи и (через меня) тебя. Ты и он первая и последняя точки моего круга.
Целую тебя крепко. Пиши мне.
Лиля.
Комментарии
109. Дмитриева вернулась в Петроград (вместе с мужем и Б. Леманом) в конце мая 1922 года.
110. Заболоцкая Мария Степановиа вторая жена Волошина
111. Е. О. Кириенко-Волошина умерла 8 января 1923 года. Волошину тогда представилась возможность выехать в Берлин, но он ее отверг.
112. Речь идет о цикле поэм «Путями Каина» (1922 1929).
113. Иоанново здание или Гетеанум. Здание для представления мистерий, своеобразный антропософский храм в Дорнахе. Строился по проекту Штейнера с 1913 по 1916 гг. В строительстве Гетеанума принимали участие художники, скульпторы, архитекторы из многих стран, в том числе и из России. В 1914 году в Дорнахе находился и Волошин. Он разработал эскиз занавеса для сцены. Здание сгорело под Новый 1923 год. В поджоге подозревали национал-социалистов. Христос, Люцифер и Ариман скульптурная группа из дерева работы Р. Штейнера.
114. Модель нового Иоганнес-Бау была выполнена Штейнером в 1924 году; строительство здания (из монолитного железобетона) закончилось уже после смерти Доктора в 1928 году.
115. В начале 1920-х годов Дмитриева вместе с Маршаком работала над сказкой «Жар-птица» (сохранилась в его архиве). Какими-либо другими сведениями мы не располагаем.
116. Самуил Яковлевич Маршак находился с семьей в Екатеринодаре одновременно с Дмитриевой, в 19181922 годах. Позже он говорил, что именно благодаря Дмитриевой стал писать для детей.
117. Виганд Екатерина Владимировна. Приезжала в Коктебель из Краснодара весной 1921 года.
118. «Театр для детей» был создан по инициативе Маршака и Дмитриевой в конце 1920 года. Сборник пьес «Театр для детей», написанный ими совместно, вышел из печати в 1922 году (еще три издания в Ленинграде в 1923,1924 и 1927 годах).
119. «Иверни» сборник стихотворений Волошина (М., 1918).
120. Юлиан Щуцкий. О встрече с Дмитриевой он писал в «Жизнеописании»:«... влияние на развитие моих поэтических вкусов оказала Е.И. Васильева (Черубина де Габриак), которая, более того, собственно сделала меня человеком. Несмотря на то, что прошли уже годы с ее смерти, она продолжает быть центром моего сознания, как морально творческий идеал человека.» (Ю.К. Щуцкий, Китайская классическая «Книга перемен», М., «Восточная литература». 1997)
Следующее |
Библиотека "Живое слово"
Астрология Агентство ОБС Живопись Имена
© Николай Доля. «Без риска быть...» |
|||
Материалы, содержащиеся на страницах данного сайта, не могут распространяться |