|
Вы здесь: Живое слово >> Классика >> Х. Мураками. Хроники Заводной Птицы >> 36. «Дружба прежних дней» Как развеять злые чары Мир, где по утрам звенят будильники. |
Харуки МуракамиХроники Заводной птицы. Книга 3. Птицелов. |
Предыдущее |
Обещаю, сказал я, но голос прозвучал как-то равнодушно и отчужденно, словно записанный на магнитофон.
Нет, скажи, что не будешь мне в лицо светить.
Не буду. Обещаю.
Правда обещаешь? Не обманываешь?
Конечно, правда, если говорю.
Ладно. Может, тогда сделаешь нам виски со льдом? Мне льда побольше.
Голос явно принадлежал чувственной зрелой женщине, хотя звучали в нем игривые нотки девчачьего кокетства. Я положил фонарик на стол и, выровняв дыхание, стал при его свете готовить напиток. Открыл бутылку, положил щипцами в стаканы лед и плеснул виски. Нужно внимательно отслеживать в голове, что делают руки. На стене в такт движениям плясали большие тени.
Зажав два стакана в правой руке и освещая дорогу фонариком в левой, я вошел в заднюю комнату. Воздух в ней показался мне немного прохладнее, чем тогда, во время моего первого визита в номер 208. Плутая в темноте, я вспотел, сам того не заметив, и теперь, остывая, тело ощущало холодок. Пальто я сбросил по дороге.
Помня о своем обещании, я погасил фонарь и сунул его в карман. Нащупав столик у кровати, поставил на него один стакан и сел чуть поодаль на стул с подлокотниками, держа свою порцию виски. В полной темноте оставалось полагаться только на память хорошо, что я запомнил, где что стояло.
Зашуршали простыни. Женщина, не спеша, приподнялась в постели и, облокотясь о спинку кровати, взяла стакан. Легонько встряхнула, кубики льда стукнулись друг о друга, она сделала глоток. «Как звуковое оформление радиоспектакля», подумал я о наполнявших тьму звуках, понюхал виски, но пить не стал.
Давно мы не встречались, начал я. Теперь голос звучал более естественно, привычно.
Разве? сказала женщина. Я плохо в этом ориентируюсь. Что значит «давно»?
Насколько я помню, ровно год и пять месяцев. Она безразлично хмыкнула и добавила:
Не помню...
Я поставил стакан на пол и закинул ногу на ногу.
Выходит, в прошлый раз тебя тут не было?
Была. В этой самой постели. Я вообще всегда здесь.
Но я точно был тогда в номере 208. Это ведь 208-й? Она покрутила лед в стакане и сказала со смешком:
Точно, да не точно. Ты был в другом 208-м номере. Вот это точно.
Фразы складывались у нее как-то нетвердо, отчего мне сделалось немного не по себе. Может, потому, что она выпила? В темноте я снял шерстяную шапочку и положил на колени.
Телефон не работает, сказал я.
Знаю, вяло отозвалась женщина. Они его отключили. Хотя и знали, как я люблю по телефону разговаривать.
Они что держат тебя взаперти?
Как сказать? Даже не знаю, сказала она и коротко засмеялась. В потревоженном воздухе ее голос дрогнул.
Побывав здесь, я потом долго думал о тебе, говорил я, повернувшись в ее сторону. Хотел понять, кто ты, что тут делаешь.
Забавно.
О чем только ни думал... И все равно уверенности у меня еще нет. Одни догадки.
Хм... Мои слова, похоже, пробудили в ней интерес. Значит, нет уверенности? Одни догадки?
Да, сказал я. И знаешь, что я тебе скажу? Я думаю, ты Кумико. Я не догадался сначала, а теперь все больше в этом убеждаюсь.
Вот оно что? помолчав немного, радостно поинтересовалась она. Выходит, я Кумико?
На какое-то мгновение я перестал понимать, что происходит. Появилось ощущение, что все получается не так: явился не туда, куда надо, и говорю что-то не то и не тому, кому нужно. Пустая трата времени, бессмысленный обходной маневр. Сменив позу, я сжал в темноте обеими руками лежавшую на коленях шапочку, желая убедиться в реальности происходящего.
Да. Тогда все сходится. Ты все время звонила мне отсюда, хотела открыть какой-то секрет. Секрет, принадлежащий Кумико. Наверное, тот самый, которым настоящая Кумико в реальном мире никак не могла поделиться со мной. И ты хотела сделать это отсюда за нее, выразить особыми словами, как бы секретным кодом.
Женщина помолчала, потом взяла стакан, еще отпила виски и сказала:
Интересно! Ну, если ты так думаешь, может, так оно и есть. Вдруг я и в самом деле Кумико? Хотя не знаю... Но если это правда, тогда я должна говорить с тобой ее голосом. Разве не так? Какая-то путаница получается. Извини, конечно.
Ничего, отозвался я и снова уловил беспокойные, неестественные нотки в своем голосе.
Из темноты послышалось покашливание и слова:
Ну, что же дальше? Опять смешок. Как-то непросто все. Ты спешишь? Можешь еще побыть?
Не знаю. Трудно сказать.
Погоди минутку. Извини. Хм... Сейчас все будет готово. Я подождал немного.
Итак, ты пришел. Искал и пришел, чтобы меня увидеть? раздался из темноты серьезный голос Кумико.
Последний раз я слышал его в то летнее утро, когда застегивал молнию у нее на спине. За ушами Кумико пахло незнакомыми духами, которые ей кто-то подарил. Тогда она ушла и не вернулась. Этот прозвучавший в темноте голос принадлежал ли он настоящей Кумико, или кто-то пытался подражать ей вернул меня на миг в то утро. Я чувствовал аромат ее духов, видел повернутую ко мне спину, белую кожу. Во мраке воспоминания становились насыщенными, обретали куда более яркие краски, чем в реальной жизни. Я сильнее сжал в руках шапочку.
Точнее, я пришел не за тем, чтобы увидеть тебя. Я пришел забрать тебя отсюда.
В темноте она еле слышно вздохнула.
Почему ты так хочешь вернуть меня?
Потому что люблю тебя, сказал я. И знаю, что ты тоже меня любишь. Я тебе нужен.
Ты уверен? спросила Кумико или та, что говорила ее голосом. В нем не было насмешки, нет. Но и тепла в этих словах тоже не чувствовалось.
В соседней комнате кубики льда звякнули, ударяясь друг о друга и меняя положение в ведерке.
Но чтобы вернуть тебя, нужно разгадать кое-какие загадки.
Думаешь, это просто? спросила она. Хватит ли тебе времени?
Она была права: времени оставалось мало, а вопросов, требующих ответа, больше чем достаточно. Я провел по лбу тыльной стороной ладони, вытирая пот. «Скорее всего, это последний шанс. Давай же, думай!» сказал я себе.
Я хочу, чтобы ты помогла мне.
Каким образом? послышался голос Кумико. Вряд ли у меня получится. Впрочем, давай попробуем.
Первое, что мне надо знать: зачем ты ушла? Почему тебе пришлось покинуть наш дом? Я хочу знать настоящую причину. У тебя был другой, ты мне писала. Я перечитывал это письмо много раз. Отчасти этим можно объяснить, что произошло. Но разве в этом настоящая причина? Никак не могу поверить. Я не говорю, что это ложь... мне просто кажется... может, это такая метафора?
Метафора? Мои слова, похоже, изумили ее. Не знаю, конечно, но спать с другим... Какая же это метафора?
Я имею в виду... мне кажется, это объяснение во имя объяснения. Оно ни к чему не ведет... Это то, что лежит на поверхности. Чем глубже я вчитываюсь в твое письмо, тем больше склоняюсь к этой мысли. Должна быть какая-то другая причина более серьезная, настоящая. И почти наверняка здесь замешан Нобору Ватая.
В темноте я почувствовал на себе ее взгляд. «А вдруг она видит меня?» мелькнуло в голове.
Замешан? Как же? продолжал звучать голос Кумико.
Понимаешь, все так запутано... появляются разные люди, все время происходит что-то непонятное. Пытаешься разобраться, расставить все по местам, но ничего не выходит. Но стоит отодвинуться подальше и взглянуть со стороны и сразу видишь четкую связь. Все дело в том, что из моего мира ты перенеслась в мир Нобору Ватая. Этот самый переход вот что важно. А спала ты с кем-то или нет вторично. Внешнее проявление, только и всего. Вот что я хотел сказать.
Не видимая во тьме, она неторопливо потянулась к своему стакану. Напрягая зрение, я вглядывался в темноту, откуда донесся шорох: глаз вроде бы уловил ее движение, но, разумеется, мне только показалось.
Не всегда один человек обращается к другому только за тем, чтобы сказать правду, Окада-сан, услышал я. Это была уже не Кумико. Голос принадлежал не ей и не той сладкозвучной девушке, с которой я говорил вначале, а женщине совершенно незнакомой. Звучал он уверенно, и понятно было, что его обладательница человек умный. Точно так же далеко не всегда люди встречаются, чтобы друг другу душу открывать. Понимаешь, что я имею в виду?
И все же Кумико пыталась передать, сообщить мне что-то. Правду или не правду не имеет значения. Она обращалась ко мне. Вот что для меня правда.
Окружавший меня мрак, казалось, начал сгущаться, становился тяжелее и тяжелее, напоминая ночной прилив, который бесшумно приближался и затапливал все вокруг. Надо торопиться. Времени остается не так много. Если освещение включится, они, вполне возможно, явятся сюда искать меня. Наконец, я решился облечь в слова мысли, понемногу обретавшие форму.
То, что я сейчас скажу, не более чем предположение, но в родословной семейства Ватая есть какая-то наследственная предрасположенность. В чем она заключается не скажу. Точно не знаю. Но что-то определенно есть. Нечто, что вызывает у тебя страх. Из-за этого ты и побоялась иметь ребенка. Забеременев, испугалась, что наследственность скажется на нем, но открыть мне свою тайну не смогла. С этого все и началось.
Ничего не отвечая, она тихо поставила стакан на столик. Я продолжал:
А твоя сестра... Она ведь не от пищевого отравления умерла. Нет, причина совсем в другом. В ее смерти виноват Нобору Ватая, и тебе это известно. Сестра, должно быть, что-то сказала тебе перед смертью, как-то предупредила. Вероятно, у Нобору Ватая особый дар влиять на людей, с помощью которого он отыскивал наиболее восприимчивых и чего-то от них добивался. Это испытала на себе Крита Кано он надругался над ней. Крите каким-то образом удалось оправиться после этого, а твоя сестра не смогла. Ведь она жила с братом в одном доме, и бежать ей было некуда. Жить с этим дальше она не захотела, предпочла умереть. Твои родители скрывали, что она покончила с собой. Разве не так?
Ответа я не дождался. Она молчала, словно хотела раствориться во мраке.
Не знаю, как ему это удалось, говорил я, но в какой-то момент его силы выросли многократно. С помощью телевидения и других массмедиа он получил возможность влиять на общество и применяет сейчас свой дар для того, чтобы вытащить на поверхность нечто кроющееся в темных закоулках подсознания больших масс людей и использовать это в своих политических целях. Это очень опасно. То, чего он добивается, роковым образом связано с насилием и кровью и имеет прямое отношение к самым мрачным страницам истории. В результате погибнет множество людей. В темноте раздался вздох.
Можно еще виски? мягко попросила она.
Поднявшись, я подошел к столику у кровати и взял пустой стакан. Этот маневр я уже выполнял в темноте без особого труда. Прошел в другую комнату и при свете фонарика налил виски, положил в стакан несколько кубиков льда.
Значит, это только предположение?
Просто я связал, соединил вместе разрозненные мысли, ответил я. Доказательств у меня нет. Оснований утверждать, что все случилось, как я сказал, тоже.
И все же хотелось бы услышать продолжение. Если, конечно, есть что добавить.
Вернувшись в спальню, я поставил стакан на столик, выключил фонарь и снова уселся на стул. Сосредоточился и продолжал:
Ты не знала точно, что произошло с сестрой. Она о чем-то предупреждала тебя перед смертью, но ты была слишком мала, чтобы все понять. И все-таки кое-что уловила. То, что Нобору Ватая каким-то образом осквернил, обесчестил сестру. То, что ваш род несет в себе что-то мрачное, зловещее, и это может быть и в твоей крови, и тебе вряд ли удастся спрятаться от этого. Вот почему в этом доме ты все время была одинока, жила в напряжении, в необъяснимой скрытой тревоге. Как медуза в аквариуме.
После окончания университета и того шабаша, который подняли вокруг нас с тобой, ты, в конце концов, вышла за меня и рассталась с семейством Ватая. Жизнь наша протекала спокойно, и ты понемногу забывала о мрачном беспокойстве, мучившем тебя прежде. Появились новые знакомые, ты стала другим человеком в общем, постепенно приходила в себя. Шло к тому, что все будет хорошо, однако, к несчастью, добром это не кончилось. В какой-то момент ты инстинктивно ощутила приближение той темной силы, от которой, казалось, тебе удалось освободиться. А когда поняла, что происходит, запаниковала. Ты растерялась, не знала, что делать, и, чтобы узнать правду, решила поговорить с Нобору Ватая, встретилась с Мальтой Кано, надеясь, что она поможет. Только мне ты не могла открыться.
Скорее всего, все началось, когда ты забеременела. У меня такое чувство. Это и перевернуло все. Первое предупреждение я получил в тот самый день, когда ты сделала аборт, вечером, в Саппоро, от гитариста. Вероятно, беременность разбудила то, что было скрыто, дремало в тебе. А Нобору Ватая как раз ждал, когда оно проснется. Наверное, он только на такую сексуальную связь с женщиной способен. Вот почему, почувствовав, что это нарастает в тебе, выходит на поверхность, он постарался насильно оторвать тебя от меня и привязать к себе. Ты ему совершенно необходима. Ты должна сыграть для него ту же роль, которую сыграла твоя старшая сестра.
Я закончил, наступила тишина. Все догадки и предположения высказаны. Часть из них основана на неясных и смутных мыслях, уже давно крутившихся в мозгу, остальные возникли, пока я излагал в темноте свои мысли. Возможно, заключенная во мраке энергия заполнила пустые клеточки в моем воображении. Или помогло присутствие здесь этой женщины? Но как бы то ни было, все эти догадки по-прежнему не имели под собой никаких оснований.
Как интересно! произнесла наконец она снова игривым тоном. Ее голос быстро переключался с одной интонации на другую. Так-так. Получается, я оставила тебя; опозоренная, решила скрыться от посторонних глаз. Это мне напоминает туман на мосту Ватерлоо, «дружбу прежних дней»65, Роберта Тейлора с Вивьен Ли...
Я заберу тебя отсюда, оборвал я ее. Верну в наш мир, где живут коты с загнутыми на самом кончике хвостами, где маленькие садики, где по утрам звенят будильники.
Как же ты это сделаешь? спросила она. Как вытащишь меня отсюда? А, Окада-сан?
Знаешь, как в сказках бывает? Развею злые чары.
Вот оно что! произнес голос. Но погоди. Ты считаешь, что я Кумико, и забрать с собой хочешь Кумико. А вдруг я совсем не Кумико? Что тогда? Может, ты не ту вызволять собрался. Ты уверен, что все так, как ты думаешь? Может, лучше сесть и подумать еще раз?
Я сжал в руке лежавший в кармане фонарик. Никого, кроме Кумико, здесь быть не может. Но доказать я ничего не могу. В конце концов, все это только предположения, не больше. Ладонь в кармане стала мокрой от пота.
Я заберу тебя, повторил я, сдерживаясь. Для этого я сюда и пришел.
Чуть слышно зашуршали простыни она повернулась на кровати.
Точно? Уверен?
Уверен. Я заберу тебя.
Не передумаешь?
Нет. Я твердо решил.
Она надолго замолчала, будто хотела воспользоваться паузой, чтобы что-то проверить. Потом глубоко вздохнула, словно подводя черту.
У меня есть для тебя подарок, сказала она. Так, ничего особенного, но может пригодиться. Свет не включай. Сюда руку. Здесь, на столике. Вот, вот.
Оторвавшись от стула, я осторожно протянул во тьму правую руку, как бы измеряя окружавшую меня пустоту, почувствовал, как покалывает в кончиках пальцев, и в следующий момент коснулся лежавшего на столе предмета. У меня перехватило дыхание. Бейсбольная бита!
Взявшись за рукоятку, я поднял ее над головой. Да та самая бита, которую я отобрал у парня с чехлом от гитары. Она! Почти наверняка. Рукоятка, вес... Точно, она. Но тщательно ощупав биту, я обнаружил, что к ней прямо над фабричным клеймом что-то присохло. Пучок волос, плотный и жесткий. Пальцы не могли ошибиться волосы человеческие. Несколько слипшихся от запекшейся крови волосков. Что же получается? Кто-то этой битой кому-то возможно, Нобору Ватая заехал по голове. Я с трудом вытолкнул из себя застрявший в горле воздух.
Это твоя бита?
Может быть, выдавил я, стараясь успокоиться. В непроглядной тьме голос опять стал звучать непривычно точно вместо меня говорил другой человек, скрывающийся от моего взора. Я откашлялся и, убедившись, что голос все-таки принадлежит мне, добавил: Похоже, однако, что ею кого-то били.
Женщина молчала. Я опустил биту, зажал ее между ног и сказал:
Ты знаешь, конечно... Этой битой кто-то размозжил голову Нобору Ватая. В новостях по телевизору сказали. Он сейчас в больнице в тяжелом состоянии, без сознания и может умереть.
Не умрет, послышался голос Кумико. Она проговорила эти слова с безразличием совершенно бесстрастно, словно зачитывала текст из учебника истории. Хотя сознание к нему может и не вернуться и он так и будет блуждать во мраке. А что это за мрак не известно никому.
Я нащупал стоявший у ног стакан, вылил в рот его содержимое и проглотил не задумываясь. Безвкусная жидкость попала в горло, прошла по пищеводу. Почему-то стало холодно, и появилось неприятное ощущение издалека, из бескрайнего мрака, на меня медленно что-то надвигалось. Сердце учащенно забилось в предчувствии чего-то.
Времени мало остается. Скажи, если можешь: что это за место такое? Где мы находимся? спросил я.
Ты здесь уже не в первый раз и знаешь, как сюда попасть живым и невредимым. Так что тебе должно быть известно, что это за место. Хотя это уже не имеет большого значения. Важно...
В этот самый момент раздался стук в дверь громкий и резкий, будто забивали гвоздь в стену. Два удара, потом еще два. Тот же стук, что я слышал в прошлый раз. Она глотнула воздух.
Беги! Это точно был голос Кумико. Еще успеешь пройти сквозь стену.
Правильно или нет, но я здесь, и я должен победить это. Это моя война, и я должен ее выиграть...
Никуда я не побегу, сказал я Кумико. Я заберу тебя отсюда.
Я поставил стакан на пол, надел шерстяную шапочку и, сжав покрепче биту, которую держал между колен, медленно направился к двери.
65. Строка из песни «Старая дружба» («Забыть ли старую любовь») на стихи Роберта Бернса.
Следующее
|
Библиотека "Живое слово"
Астрология Агентство ОБС Живопись Имена
|
|||
|
|||
Материалы, содержащиеся на страницах данного сайта, не могут распространяться |