|
Вы здесь: Живое слово >> Классика >> Николай Лесков. Жемчужное ожерелье >> Глава пятая |
Николай Лесков |
Предыдущее |
Мы застали их вставшими и в необыкновенно веселом расположении духа. Брат сам открыл нам двери помещения, взятого им для себя, ко дню свадьбы, в гостинице, встретил нас весь сияя и покатываясь со смеху.
Мне это напомнило один старый роман, где новобрачный сошел с ума от счастья, и я это брату заметил, а он отвечает:
А что ты думаешь, ведь со мною в самом деле произошел такой случай, что возможно своему уму не верить. Семейная жизнь моя, начавшаяся сегодняшним днем, принесла мне не только ожиданные радости от моей милой жены, но также неожиданное благополучие от тестя.
Что же такое еще с тобою случилось?
А вот входите, я вам расскажу.
Жена мне шепчет:
Верно, старый негодяй их надул.
Я отвечаю:
Это не мое дело.
Входим, а брат подает нам открытое письмо, полученное на их имя рано по городской почте, и в письме читаем следующее:
«Предрассудок насчет жемчуга ничем вам угрожать не может: этот жемчуг фальшивый».
Жена моя так и села.
Вот, говорит, негодяй!
Но брат ей показал головою в ту сторону, где Машенька делала в спальне свой туалет, и говорит:
Ты неправа: старик поступил очень честно. Я получил это письмо, прочел его и рассмеялся... Что же мне тут печального? я ведь приданого не искал и не просил, я искал одну жену, стало быть мне никакого огорчения в том нет, что жемчуг в ожерелье не настоящий, а фальшивый. Пусть это ожерелье стоит не тридцать тысяч, а просто триста рублей, не все ли равно для меня, лишь бы жена моя была счастлива... Одно только меня озабочивало, как это сообщить Маше? Над этим я задумался и сел, оборотясь лицом к окну, а того не заметил, что дверь забыл запереть. Через несколько минут оборачиваюсь и вдруг вижу, что у меня за спиною стоит тесть и держит что-то в руке в платочке.
«Здравствуй, говорит, зятюшка!»
Я вскочил, обнял его и говорю:
«Вот это мило! мы должны были к вам через час ехать, а вы сами... Это против всех обычаев... мило и дорого».
«Ну что, отвечает, за счеты! Мы свои. Я был у обедни, помолился за вас и вот просвиру вам привез».
Я его опять обнял и поцеловал.
«А ты письмо мое получил?» спрашивает.
«Как же, говорю, получил».
И я сам рассмеялся.
Он смотрит.
«Чего же, говорит, ты смеешься?»
«А что же мне делать? Это очень забавно».
«Забавно?»
«Да как же».
«А ты подай-ка мне жемчуг».
Ожерелье лежало тут же на столе в футляре, я его и подал.
«Есть у тебя увеличительное стекло?»
Я говорю: «Нет».
«Если так, то у меня есть. Я по старой привычке всегда его при себе имею. Изволь смотреть на замок под собачку».
«Для чего мне смотреть?»
«Нет, ты посмотри. Ты, может быть, думаешь, что я тебя обманул».
«Вовсе не думаю».
«Нет смотри, смотри!
Я взял стекло и вижу на замке, на самом скрытном месте микроскопическая надпись французскими буквами: «Бургильон».
«Убедился, говорит, что это действительно жемчуг фальшивый?»
«Вижу».
«И что же ты мне теперь скажешь?»
«То же самое, что и прежде. То есть: это до меня не касается, и вас только буду об одном просить...»
«Проси, проси!»
«Позвольте не говорить об этом Маше».
«Это для чего?»
«Так...»
«Нет, в каких именно целях? Ты не хочешь ее огорчить?»
«Да это между прочим».
«А еще что?»
«А еще то, что я не хочу, чтобы в ее сердце хоть что-нибудь шевельнулось против отца».
«Против отца?»
«Да».
«Ну, для отца она теперь уже отрезанный ломоть, который к караваю не пристанет, а ей главное муж...»
«Никогда, говорю, сердце не заезжий двор: в нем тесно не бывает. К отцу одна любовь, а к мужу другая, и кроме того... муж, который желает быть счастлив, обязан заботиться, чтобы он мог уважать свою жену, а для этого он должен беречь ее любовь и почтение к родителям».
«Ага! Вот ты какой практик!»
И стал молча пальцами по табуретке барабанить, а потом встал и говорит:
«Я, любезный зять, наживал состояние своими трудами, но очень разными средствами. С высокой точки зрения они, может быть, не все очень похвальны, но такое мое время было, да я и не умел наживать иначе. В людей я не очень верю, и про любовь только в романах слыхал, как читают, а на деле я все видел, что все денег хотят. Двум зятьям я денег не дал, и вышло верно: они на меня злы и жен своих ко мне не пускают. Не знаю, кто из нас благороднее они или я? Я денег им не даю, а они живые сердца портят. А я им денег не дам, а вот тебе возьму да и дам! Да! И вот, даже сейчас дам!»
И вот извольте смотреть!
Брат показал нам три билета по пятидесяти тысяч рублей.
Неужели, говорю, все это твоей жене?
Нет, отвечает, он Маше дал пятьдесят тысяч, а я ему говорю:
«Знаете, Николай Иванович, это будет щекотливо... Маше будет неловко, что она получит от вас приданое, а сестры ее нет... Это непременно вызовет у сестер к ней зависть и неприязнь... Нет, бог с ними, оставьте у себя эти деньги и... когда-нибудь, когда благоприятный случай примирит вас с другими дочерьми, тогда вы дадите всем поровну. И вот тогда это принесет всем нам радость... А одним нам... не надо!»
Он опять встал, опять прошелся по комнате и, остановясь против двери спальни, крикнул:
«Марья!»
Маша уже была в пеньюаре и вышла.
«Поздравляю, говорит, тебя».
Она поцеловала его руку.
«А счастлива быть хочешь?»
«Конечно, хочу, папа, и... надеюсь».
«Хорошо... Ты себе, брат, хорошего мужа выбрала!»
«Я, папа, не выбирала. Мне его бог дал».
«Хорошо, хорошо. Бог дал, а я придам: я тебе хочу прибавить счастья. Вот три билета, все равные. Один тебе, а два твоим сестрам. Раздай им сама скажи, что ты даришь...»
«Папа!»
Маша бросилась ему сначала на шею, а потом вдруг опустилась на землю и обняла, радостно плача, его колена. Смотрю и он заплакал.
«Встань, встань! говорит. Ты нынче, по народному слову, «княгиня» тебе неприлично в землю мне кланяться».
«Но я так счастлива... за сестер!..»
«То-то и есть... И я счастлив!.. Теперь можешь видеть, что нечего тебе было бояться жемчужного ожерелья. Я пришел тебе тайну открыть: подаренный мною тебе жемчуг фальшивый, меня им давно сердечный приятель надул, да ведь какой, не простой, а слитый из Рюриковичей и Гедиминовичей. А вот у тебя муж простой души, да истинной: такого надуть невозможно душа не стерпит!»
Вот вам весь мой рассказ, заключил собеседник, и я, право, думаю, что, несмотря на его современное происхождение и на его невымышленность, он отвечает и программе и форме традиционного святочного рассказа.
Печатается по тексту: Н. С. Лесков. Собрание сочинений, том седьмой, СПб., 1889.
Впервые напечатано в журнале «Новь», 1885, Љ 5 (январь), с подзаголовком «Святочный рассказ (Посвящается беспримерному мастеру рассказывать, Ивану Федоровичу Горбунову)». Перепечатано без изменений в тексте в книге «Святочные рассказы» и с незначительными изменениями в Собрании сочинений.
Источником вошедших в рассказ сведений о жемчуге послужила Лескову книга М. И. Пыляева «Драгоценные камни» (1877).
Стр. 432. «На долгих» не на сменных, а на одних и тех же лошадях.
«На сдаточных» на сменных, но не почтовых лошадях.
Стр. 433. ...где отразился бы и век и современный человек. Имеются в виду строки «Евгения Онегина»:
...два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно.
(гл. 7, строфа XXII)
Стр. 437. ...»начав как бог, окончил как свинья» не совсем точная цитата из сатирического стихотворения А. К. Толстого «Сон Попова», строфа 35.
Стр. 439. Рученец срок.
...пред алтарем Фемиды в суде (Фемида в греческой мифологии богиня правосудия).
Стр. 441. ...веселым нектаром Шампани то есть шампанским.
Стр. 442. «Руси есть веселие пити» слова, приписываемые летописью великому князю Владимиру Киевскому.
...ряснами в виде решетки.
Скатное кафимское зерно круглый мелкий жемчуг.
Бурмицкое зерно крупный жемчуг.
...жемчужину, которую княгиня Юсупова купила у Горгубуса... Княгиня Т. В. Юсупова (1769 1841) владела замечательной коллекцией драгоценных камней. Говорили, что она купила за двести тысяч рублей знаменитую жемчужину, которою некогда владел испанский король Филипп II. Другая знаменитая жемчужина, весом в 126 карат, была куплена испанским королем Филиппом IV у купца Горгибуса, вывезшего ее из Индии.
Стр. 443. Мария Стюарт (1542 1587) шотландская королева в годы 1560 1567. Была казнена по приказанию английской королевы Елизаветы.
«Лунный камень» полупрозрачный, с зеленоватым отливом камень, из породы полевых шпатов.
Стр. 445. «Бургильон». Парижская фирма Бургиньон прославилась выделкой искусственного жемчуга. В первом издании книги М. И. Пыляева «Драгоценные камни» (1877) фамилия указана с ошибкой (Бургильон); в последующих изданиях ошибка исправлена.
Стр. 447. ...слитый из Рюриковичей и Гедиминовичей то есть из древнейших русских и литовских великокняжеских родов.
Библиотека "Живое слово"
Астрология Агентство ОБС Живопись Имена
|
|||
|
|||
Материалы, содержащиеся на страницах данного сайта, не могут распространяться |